«Новатэк» хочет построить СПГ-терминал под Мурманском

Его мощность составит 20 млн т СПГ
Строительство перевалочного терминала на Камчатке должно значительно сократить транспортные издержки при доставке СПГ с заводов «Новатэка» на Ямале в страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Строительство перевалочного терминала на Камчатке должно значительно сократить транспортные издержки при доставке СПГ с заводов «Новатэка» на Ямале в страны Азиатско-Тихоокеанского региона / Евгений Одиноков / РИА Новости

«Новатэк» рассчитывает построить в бухте Ура Мурманской области перевалочный терминал для сжиженного природного газа (СПГ). Об этом сообщил председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон 20 августа на совещании по развитию Северного морского пути. Мероприятие состоялось в Сабетте, здесь расположен первый принадлежащий «Новатэку» завод «Ямал СПГ» и терминал отгрузки продукции.

Перевалочный терминал на маршруте от Ямала в Европу нужен компании для усиления позиций на мировом рынке СПГ, объяснил Михельсон. «Мы проигрываем и будем проигрывать по перевозкам танкерами ледового класса», – цитирует слова Михельсона ТАСС. Фрахт танкера ледового класса по сравнению с обычным дороже на 70–80%, указал бизнесмен. «Перевалки будут созданы в незамерзающих портах, что позволит повысить эффективность использования флота ледового класса», – цитирует слова Михельсона агентство.

Какой может быть стоимость строительства терминала в Мурманске, Михельсон не уточнил. Стоимость строительства перевалочного терминала на Камчатке – также мощностью до 20 млн т СПГ в год – компания оценивает примерно в 108 млрд руб. Из них 69,5 млрд составят частные инвестиции, а 38,5 млрд должно быть выделено из бюджета, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на материалы компании. Терминал будет состоять из двух очередей мощностью по 10 млн т. Вывести его на проектную мощность предполагается к 2022 г. Плановый срок запуска первой очереди комплекса – 2020 год, говорил премьер-министр Дмитрий Медведев.

В декабре прошлого года «Новатэк» начал производство СПГ на первой линии завода «Ямал СПГ». Всего он будет состоять из трех линий плановой мощностью по 5,5 млн т в год каждая. Но фактическая скорее всего будет выше, говорил Михельсон. В начале августа первую партию продукции отгрузила вторая линия завода. Завершить строительство третьей компания рассчитывает к концу года. Параллельно идет подготовка проекта «Арктик СПГ – 2», который может стать вторым для «Новатэка» заводом по сжижению газа. Предполагаемая проектная мощность – 19,8 млн т СПГ в год. Окончательное инвестиционное решение по строительству завода может быть принято в первой половине 2019 г., а в 2022–2025 гг. компания рассчитывает запустить все три его технологические линии, передает со ссылкой на слова Михельсона ТАСС.

Строительство перевалочного терминала на Камчатке должно значительно сократить транспортные издержки при доставке СПГ с заводов «Новатэка» на Ямале в страны Азиатско-Тихоокеанского региона

Терминал на Камчатке должен значительно сократить транспортные издержки при доставке СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономия может составлять около $0,2/MBTU, следует из материалов «Новатэка». Получается, что перевалка 17,4 млн т СПГ (проектная мощность «Ямал СПГ» с учетом четвертой линии в 0,9 млн т) даст экономию около $181 млн в год.

Появление перевалки под Мурманском удешевит логистику и на западном направлении. Экономический эффект при перевалке СПГ в Мурманской области может быть сопоставимым с заложенным в проект камчатского терминала, говорит директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова: «Аналогичная мощность, схожие расстояния от перевалочных пунктов до основных рынков сбыта». От бухты Бечевинская до терминала Содегаура в Японии – 1529 морских миль, или 4 дня пути груженого танкера ледового класса. От Мурманского порта до Дюнкерка во Франции – 1658 морских миль, или чуть более 4 дней пути, подсчитала она.

Строительство перевалочного терминала на Камчатке должно значительно сократить транспортные издержки при доставке СПГ с заводов «Новатэка» на Ямале в страны Азиатско-Тихоокеанского региона

Намерение построить терминал в Мурманске не означает, что «Новатэк» сопоставимо делит европейский и азиатский рынки по объему сбыта продукции, говорит Белова. Коммерческое использование Северного морского пути в восточном направлении в течение всего года пока невозможно даже при наличии танкеров ледового класса. Без ледокольного сопровождения они могут пройти к Камчатке в лучшем случае пять месяцев в году и еще четыре месяца – с ледокольным сопровождением. Поэтому часть груза для Азиатско-Тихоокеанского региона в любом случае будет переваливаться на западном направлении, как это происходит сейчас.

Наконец, «Новатэк» сможет сократить время использования ледовых газовозов класса Arc7. «Новатэк» заказал южнокорейской верфи DSME 15 судов общей стоимостью около $5,5 млрд. Осенью 2017 г. компания передала верфи «Звезда» (проект «Роснефти». – «Ведомости») предварительную заявку на изготовление еще около 15 таких судов, говорил Михельсон. Новый же терминал позволит «Новатэку» оптимизировать арктический танкерный флот, возможно даже снизив его плановую численность, предполагает Белова. Но потребуется большее число обычных газовозов, указывает она.

Запуск нового завода «Новатэка» на Ямале