«Газпром» готовится к войне за Европу
Компания открывает электронную торговую платформу для продажи газа европейским странам17 августа «Газпром экспорт» сообщил об открытии электронной торговой платформы для продаж газа в Европу. «Этот инструмент позволит усовершенствовать взаимодействие с нашими покупателями в Европе, сделав механизм продажи газа еще более эффективным. Кроме того, мы рассчитываем, что эта платформа станет дополнительным способом оптимизации поставок газа», – цитируются в сообщении слова гендиректора компании Елены Бурмистровой.
О сроках и форме проведения первой торговой сессии компания пока не сообщает, но площадка уже открыта для регистрации участников. Квалификация участников торгов займет не менее трех недель с момента подачи заявки. Исходя из этого следует, что начать торговлю на электронной площадке «Газпром» может уже в сентябре. Дополнительных комментариев «Газпром экспорт» не предоставил.
Запуск «Газпромом» нового механизма продаж приходится на третий год подряд рекордный рост продаж в дальнее зарубежье. В 2017 г. компания экспортировала в Европу 194,4 млрд куб. м газа, увеличив долю на рынке до 34,7%, а в импорте – до 64,8%. Европа для «Газпрома» – важный рынок, на нее в 2017 г. пришлось 37% выручки компании.
С января по 15 августа 2018 г. поставки выросли еще на 5,7% до 125 млрд куб. м. При сохранении тренда экспорт «Газпрома» за весь 2018 год может составить «205 млрд куб. и выше», говорил в июне предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Кроме того, значение 205,3 млрд куб. м – это максимальный годовой объем газа, который предусмотрен по сумме всех экспортных контрактов «Газпрома» с покупателями в дальнем зарубежье, уточнял Миллер.
Непубличные торги
Из тезисного описания механики торгов в материалах компании следует, что проводиться они будут в форме слепого аукциона. Перед каждой торговой сессией «Газпром экспорт» будет уведомлять участников об объеме выставленного на продажу газа, его минимальной цене и сроках поставки. Покупатели получат возможность сделать заявку (объем/цена) и выбрать удобную им из предложенных «Газпромом» точек получения газа. Но торги не будут публичными, разглашение любой информации запрещается. Отмена уже сделанной заявки не предусмотрена, можно только скорректировать объем и цену в ней в сторону увеличения. Принципы формирования стартовой цены «Газпром экспорт» пока не раскрывает. «Но если эффективное снижение стоимости продаж относительно спотовых цен достигнет 5–10%, это, скорее всего, может заинтересовать потенциальных покупателей», – говорит Маринченко.
В перспективе электронная платформа может стать довольно значимым каналом реализации газа, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко:
«В первую очередь за счет тех стран, которые стремятся сократить долю долгосрочных контрактов с «Газпромом» в общем объеме импорта, таких как Польша». Основным ограничением для развития таких продаж может стать пропускная способность действующих труб. «На первых порах речь теоретически может идти о дополнительных поставках 10–15 млрд куб. м в год», – считает Маринченко.
Потребность Европы в импорте газа только за 2017 г. увеличилась на 8,3% до 312,1 млрд куб. м, следует из данных Eurostat. «Газпром» к 2025 г. ожидает спроса еще на 19% (на 60 млрд куб. м), а к 2030 г. – на 25% (78 млрд куб. м), говорится в его материалах («Ведомости» ознакомились с документом).
Конкурировать за эти объемы российской компании придется в первую очередь с поставками по газопроводу TAP/TANAP (Азербайджан – Турция – Юго-Восточная Европа), а также со среднеазиатским, африканским и американским сжиженным газом (СПГ). Главным конкурентным преимуществом последнего остаются настойчивые усилия администрации США увеличить поставки СПГ в Европу и угрозы введения санкций в отношении партнеров «Газпрома» в проекте «Северный поток – 2».
Развитие электронной биржевой торговли демонстрирует, что «Газпром» всерьез намерен наращивать долю на европейском рынке, считает Маринченко. «Газпром» обладает сверхзапасами газа и избыточными транспортными мощностями, особенно если ему удастся сохранить украинский маршрут после ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2», – рассказывает Маринченко. – Стоимость поставки 1000 куб. м, включая все налоги и транспортировку, не превышает $120–130 при текущих ценах около $250. Новый инструмент может позволить «Газпрому» нарастить операционный денежный поток при минимуме усилий».
Кроме того, развитие дополнительного способа продаж говорит о том, что «Газпром», скорее всего, будет пытаться сохранить Украину как существенный транзитный канал, подчеркивает Маринченко. «Для того чтобы увеличивать долю рынка, «Газпрому», скорее всего, понадобится 30–40 млрд куб. м мощностей, а может, и больше», – считает он.