Один из крупнейших китайских инвесторов вложился в Россию

Fosun International стала совладельцем российской площадки по продаже сельхозпродукции
Китайский рынок – мечта любых производителей продовольствия
Китайский рынок – мечта любых производителей продовольствия / Александр Блотницкий / PhotoXPress

Fosun International в мае 2018 г. купила 20% российской агроплатформы Prod.Center, сообщили «Ведомостям» представитель инвесткомпании AltaIR Capital Игоря Рябенького (фонды под ее управлением – портфельные инвесторы Prod.Center) и подтвердил управляющий директор российской «дочки» Fosun – Fosun Eurasia Capital Игорь Даниленко.

Fosun International – одна из крупнейших инвестиционных компаний Китая с выручкой $13 млрд. Ее конечного бенефициара (доля 71,8%) Гуо Гуанчана называют китайским Уорреном Баффеттом. Группа инвестирует в недвижимость, страхование, туризм, металлургию и др., ее акции торгуются на Гонконгской бирже, капитализация на закрытие торгов в среду 15 августа – $14,2 млрд. В 2017 г. «дочка» Fosun приобрела 90% акций московского бизнес-центра «Военторг» за $103,9 млн.

Prod.Center – торговая интернет-платформа, объединяющая 17 площадок (сайтов), где идут торги семью видами агропродукции, говорит представитель AltaIR Capital: свининой, говядиной, птицей, рыбой, молочными продуктами, зерном, овощами и фруктами. Сервис начал работу в феврале 2016 г. Участник торгов регистрируется, получает возможность сам организовать торги и участвовать в торгах других компаний. Доход площадка получает в виде комиссии (0,25–1%) от стоимости фактически проданного и поставленного товара. По данным Prod.Center, сейчас авторизовано около 2700 компаний. Средний размер сделки – 20–25 млн руб. За семь месяцев 2018 г. на платформе, по ее данным, проведено 22 000 торгов, продано товаров на 37 млрд руб. Пока покупатели и продавцы проводят расчеты вне платформы, но до конца года появится и будет передан авторизованным партнерам полный функционал по логистике, проверке качества, таможенному оформлению и оплате, обещает представитель AltaIR Capital.

По словам Даниленко, Fosun этот проект заинтересовал успешной командой с солидным IT-опытом, а также опытом запуска бизнесов и выхода из венчурных проектов. Основателей платформы представитель Prod.Center не называет, говорит, что они серийные технологические предприниматели.

По данным ЕГРЮЛа, оператор системы – ООО «ГК «Технологии трейдинга» учреждено в 2016 г., им владели «Смарт медиа АДВ» Марка Шермана (74,9%) и «Джиэнби фанд рус» (25,1%, 95% у Игоря Чернухина и 5% у Ирины Карпинской, согласно ЕГРЮЛ). В 2017 г. «Джиэнби фанд рус» остался единственным владельцем. C 31 января 2018 г. владельцем 100% ГК «Технологии трейдинга» стала кипрская Tradingtech Ltd. 26,3% этой компании владел Шерман, остальное было у компании SNB Investment Inc. (Британские Виргинские острова), которая принадлежит основателям проекта. Их имена неизвестны.

Tradingtech получила три раунда инвестиций, продолжает представитель AltaIR Capital, первым инвестировал австрийский фонд Stalker Fund, сейчас у его структуры, согласно реестру Кипра, 20%. Следующими пришли инвестиции венчурных фондов под управлением AltaIR Capital, сейчас у них свыше 11%.

Fosun, по данным реестра Кипра, выкупила допэмиссию Tradingtech Ltd., а также часть акций Stalker Fund и SNB Investment Inc. У Шермана и SNB Investment Inc. осталось суммарно 47,3%. Шерман и Stalker Fund на вопросы не ответили. Связаться с «Джиэнби фанд рус» не удалось.

Размер инвестиций Fosun не сообщает. Всего в проект привлечено несколько миллионов евро, знает представитель AltaIR Capital. По последней доступной выписке из реестра Кипра, на 23 мая, у Fosun 21% кипрской компании. Распределение в реестре пока не отражает реальное распределение долей, данные будут обновляться, сообщил представитель Prod.Center.

Это первая инвестиция Fosun в российский b2b-сектор, сообщает Даниленко: «Как в любой венчурной инвестиции, рассчитываем на кратный рост проекта каждый год». У команды стратегическое видение развития рынка на 3–5 лет вперед, радуется Даниленко.

Одно из наиболее перспективных направлений развития платформы – возможность для российских компаний напрямую торговать с компаниями из других стран, рассказывает представитель AltaIR Capital, до конца года появится возможность торговли с Китаем и еще с одной страной, которую Prod.Center пока не называет.

Интернет-торговля мясной продукцией растет у некоторых площадок в несколько раз ежегодно, знает гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. Для мяса Китай – самый интересный рынок, но торговля им пока запрещена. При открытии китайского рынка для российского мяса можно ожидать стремительного роста экспорта, поскольку Китай – крупнейший потребитель мяса в мире, говорит эксперт.

Обычный плановый горизонт инвестиций – пять лет, продолжает Даниленко, при разных сценариях Fosun может как выходить из проектов, так и увеличивать долю, если происходит хорошая интеграция в экосистему Fosun Group.

Китайский рынок – мечта любых производителей продовольствия

Производство продукции сельского хозяйства за 2017 г. Росстат оценил в 5,7 трлн руб. Но проникновение интернет-торговли в агропром составляет пока менее 1%, считает партнер iTech Capital Алексей Соловьев, через пять лет, если появятся надежные и удобные сервисы, она может достичь 10%.

Пока единой популярной системы, которой бы пользовалось большинство, нет, сетует исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков, с точки зрения удобства и качества Prod.Center наряду с «Агро24» (ее создали основатель «Пятерочки» Андрей Рогачев и бывший совладелец сообщества предпринимателей «Бизнес-молодость» Александр Волчек) – самые востребованные.

В России пока нет развитой системы электронной оптовой торговли продукцией стандартизированного качества, констатирует исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков, через подобные площадки продается всего 1–2% рыбы в России. Такая площадка, как Prod.Center, дает возможность расширить географию поставок, она дает информацию, в каком регионе и по какой цене есть товар. Для крупного бизнеса она может стать дополнительной опцией – и основной для среднего и мелкого бизнеса, считает Гудков. В России пока сложно наладить торговлю продовольствием как биржевым товаром, поскольку основная часть не стандартизирована, согласен управляющий партнер Proxima Capital Group (строит сеть оптово-распределительных центров) Владимир Ермошин. Качество овощей и фруктов по тому же принципу, что и зерно, описать невозможно, заключает он.