Владельцы агрохолдинга «Черкизово» станут напрямую владеть акциями компании
В прошлом году МВД обвинило руководство «Черкизово» в использовании незаконных офшорных схемФедеральная антимонопольная служба объявила о получении ходатайства от группы из трех лиц о приобретении более 75% голосующих акций ПАО «Группа Черкизово». Их имена не указаны, представитель службы сказал лишь, что заявители – физлица.
Компания переходит в российскую юрисдикцию, говорит представитель «Черкизово». После принятия антиофшорных законов это наиболее приемлемый вариант. Сейчас 82,1% агрохолдинга принадлежит кипрской MB Capital Europe Ltd. 35,9% последней принадлежит бывшей супруге основателя «Черкизово» Игоря Бабаева Лидии Михайловой, по 32,1 и 32% соответственно – у их сыновей Евгения (председатель совета директоров, директор по развитию бизнеса «Черкизово») и Сергея (гендиректор-предправления) Михайловых, следует из данных реестра Кипра. Структура останется такой же, но теперь акционеры будут владеть акциями напрямую, говорит представитель компании. Сама MB Capital Europe находится в статусе добровольной ликвидации с 30 апреля 2018 г.
«Черкизово» – один из крупнейших российских агрохолдингов. Его выручка по МСФО в 2017 г. составила 90,5 млрд руб.
О планах «Черкизово» перейти в российскую юрисдикцию говорил источник в агрохолдинге в сентябре прошлого года. Тогда МВД заподозрило руководство агрохолдинга в использовании незаконных офшорных схем для выплаты дивидендов и занижении налоговой ставки. Кипрский владелец акций агрохолдинга выступал технической транзитной компанией с целью незаконного занижения налоговой ставки с 15 до 5%, сообщило МВД. Оно увидело в этом признаки неисполнения обязанностей налогового агента в особо крупном размере: ущерб государству оценен в 300 млн руб. Компания объяснила это техническими разногласиями между налоговой и руководством агрохолдинга: практика применения налоговых ставок изменилась, но компания узнала об этом несвоевременно. В дальнейшем она вернула недоплаченные налоги, штрафы и пени в бюджет и Следственный комитет прекратил уголовное дело, указывала она в феврале.
Раньше бизнес мог экономить на уплате налогов благодаря наличию зарубежных компаний-акционеров, говорит руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин: при расчетах через иностранные счета выручка была не видна налоговой, начисление процентов по займам от акционеров или роялти за предоставленные права на интеллектуальную собственность позволяли выводить прибыль за рубеж без уплаты налогов в России. Сейчас это крайне сложно – налоговая отслеживает компании с российскими бенефициарами, в сентябре начнется автоматический обмен информацией с другими странами. А доходы таких компаний облагаются налогами по закону о контролируемых иностранных компаниях, говорит Калинин. Государство стимулирует бизнес к деофшоризации, сейчас идет уже вторая налоговая амнистия, напоминает партнер Taxology Алексей Артюх. В ходе ее бенефициары российских компаний могут ликвидировать иностранную компанию до марта 2019 г. без уплаты дополнительных налогов. При этом если бенефициары не воспользуются этой возможностью, то рискуют попасть под двойное налогообложение – на Кипре и в России при уплате дивидендов, процентов по кредитам, роялти и др. Все это создает условия для перевода бизнеса в российскую юрисдикцию, говорит Артюх.