«Еврохим» нашел первого покупателя на калий в Китае
Эксперты разошлись во мнениях, может ли это привести к снижению цен на калийные удобрения«Еврохим» сообщил вчера, что подписал в среду первое соглашение на поставку калийных и NPK-удобрений с китайским производителем сельхозпродукции – Heilongjiang Beidahuang Farms. Пока это рамочный меморандум, конкретные объемы поставок и цены в нем не определены, говорит представитель «Еврохима», если контракт и будет заключен, то не в этом году.
В этом году российская компания планирует начать промышленное производство калийных удобрений на Усольском ГОКе и на комбинате «Волгакалий» и всего за год произвести 400 000–600 000 т. На строительство двух комбинатов «Еврохим» потратил $7 млрд и к 2025 г. планирует увеличить производство на 8,3 млн т. Будет ли «Еврохим» продавать весь калий на экспорт или бороться и за внутренний рынок, представитель компании не говорит.
На Усольском ГОКе уже идут пусконаладочные работы, отлаживаются производственные цепочки, говорит представитель «Еврохима», не уточняя, будет ли компания при этом поставлять продукцию Heilongjiang Beidahuang Farms. Связаться с представителем китайской компании в четверг вечером не удалось.
«Еврохим» может стать вторым экспортером калия в России. До сих пор монополию на экспорт держал «Уралкалий». Именно эта компания в 2013 г. обрушила цены на калийные удобрения с $400 до $300 за 1 т из-за выхода из торгового соглашения с «Беларуськалием» («Уралкалий» перестал торговать через совместного трейдера БКК). На обе компании тогда приходилось 42% мирового рынка калийных удобрений.
Всего «Уралкалий» произвел за первое полугодие 2017 г. 6 млн т калия и планировал сохранить производство на уровне 1 млн т в месяц до конца года (при оценке максимальной мощности производства в 13,1 млн т компания операционные результаты за прошлый год не раскрывала). По итогам 2017 г. 85% выручки компания получила от экспорта, таким образом, на зарубежные рынки она могла поставить 10,2 млн т.
«Выход на рынок «Еврохима» давно считался одним из основных рисков для баланса спроса и предложения калийной отрасли», – говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Новому игроку нужен международный рынок, рассуждает он, контракт с потребителем, а не с трейдером демонстрирует гибкость сбытовой политики. На цены поставки «Еврохима» скорее всего не повлияют, считает аналитик БКС Олег Петропавловский: «Компании нужен стабильный рынок сбыта, а цены определяются рынком, на котором «Еврохим» пока очень маленький игрок». К тому же предложение на калийном рынке превышает спрос, продолжает он.
Калийный рынок начинает оживать, цены понемногу растут с минимальных значений ($200 за 1 т), говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Николай Сосновский. Но после того как в 2013 г. развалился альянс «Уралкалия» и «Беларуськалия», многие производители перешли в режим «каждый сам за себя» и теперь цены гораздо более конкурентные, констатирует эксперт. Рынок никто просто так уступать не будет, вполне возможно, что либо дополнительные поставки будут растянуты во времени, либо удобрения будут продаваться со скидкой к спотовой цене, рассуждает Сосновский.
Даже если цены снизятся, у «Волгакалия» и Усольского ГОКа есть запас прочности: «Еврохим» рассчитывает, что себестоимость 1 т калия с учетом пошлин и расходов на доставку на обоих предприятиях не превысит $100.
Сейчас основную часть выручки (74%) «Еврохим», по его данным, получает от продажи азотных и фосфорных удобрений, всего компания в прошлом году заработала $4,9 млрд. Если цена на калий и прочие удобрения сохранится на текущем уровне, то к 2025 г. компания за счет продаж калийных удобрений может увеличить выручку больше чем на треть до $6,5 млрд.