«Нафтогаз» хочет получить от «Газпрома» еще $11,58 млрд

Украинская компания требует через арбитраж увеличить плату за транзит газа почти в 2,5 раза
Стоимость транзита по «украинскому маршруту», равно как и его объемы, – одна из основных причин конфликта
Стоимость транзита по «украинскому маршруту», равно как и его объемы, – одна из основных причин конфликта / Валерий Шарифулин / ТАСС

«Нафтогаз» сообщил, что 6 июля обратился в стокгольмский арбитраж с новым иском к «Газпрому»: предмет – цена транзита газа, требования – $11,58 млрд без учета процентов. «Контракт на транзит «Нафтогаза» и «Газпрома» дает сторонам возможность требовать пересмотра тарифа, если на газовом рынке Европы произошли существенные изменения, а также когда тариф не соответствует европейскому уровню», – сообщила украинская компания.

Последний раз «Нафтогаз» требовал от «Газпрома» пересмотреть тариф в марте 2018 г. Российская компания заняла неконструктивную позицию, считает «Нафтогаз», дальнейшее обсуждение тарифа будет идти в арбитражном суде. «На сей раз [речь] о пересмотре транзитного тарифа на 2018–2019 гг., – сообщил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко в Facebook. – Предварительная сумма требований – почти $12 млрд».

«Газпром» не прокомментировал иск «Нафтогаза».

Стоимость и объем транзита российского газа через Украину – причина конфликта между компаниями на протяжении почти всего срока действия контракта (с января 2009 г.). «Газпром» должен прокачивать через Украину не менее 110 млрд куб. м газа в год за $2,35 млрд. «Газпром» ни разу столько не прокачал – а «Нафтогаз» отдельно не устраивал тариф (около $21,3 за 1000 куб. м). В 2014 г. «Нафтогаз» подал иск в стокгольмский арбитраж. Предправления «Газпрома» Алексей Миллер назвал требования «Нафтогаза» неприемлемыми: украинцы предлагали поднять тариф с $2,7 до $5 за прокачу 1000 куб. м на 100 км.

28 февраля 2018 г. арбитры постановили, что «Газпром» должен заплатить компенсацию в размере $2,56 млрд, оставили неизменным требование о минимальном транзите и отказали в ретроспективном пересмотре тарифа.

Новый иск не оспаривает этого решения и не возвращается к ретроспективному пересмотру тарифа, сообщил представитель «Нафтогаза»: требуется изменение тарифа на период с марта 2018 г. по 2019 г., т. е. до конца контракта. Это новое арбитражное разбирательство, подчеркивает Витренко. «Нафтогаз» официально сообщил, что настаивает на увеличении платы за транзит в 2,46 раза – до $5,78 млрд за 110 млрд куб. м в год.

НАК готова на компромиссы, сообщает Витренко: «Сумма будет уменьшена, если «Газпром» забронирует мощности на транзит после 2019 г. и (или) если он перестанет блокировать транзит газа из Средней Азии и экспорт других компаний из России». Фактически речь идет о продлении транзитного контракта после 2019 г.

Для «Нафтогаза» плата за транзит российского газа – большая часть доходов. «Газпрому» украинский транзит необходим, чтобы поддерживать экспорт газа на текущем уровне. В 2017 г. «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 194,4 млрд куб. м газа, в 2018 г. показатель может превысить 200 млрд куб. м, говорил Миллер.

Перспективы переговоров о продлении поставок через Украину после 2019 г. усложнились после решения стокгольмского арбитража от 28 февраля. «Газпром» счел продолжение контрактов с «Нафтогазом» экономически нецелесообразным и невыгодным – подал апелляцию на решение арбитража и инициировал досрочное расторжение контрактов. «Нафтогаз» же пытается арестовывать активы «Газпрома» в Европе, чтобы взыскать $2,56 млрд, что переговорный процесс не упрощает.

Ближайшая попытка начать конструктивные переговоры о продлении транзита назначена на 17–18 июля, когда запланирована встреча России, ЕС и Украины, об этом говорил министр энергетики России Александр Новак.

Прогнозировать исход рассмотрения невозможно, подобного рода дела уникальны, очень многое зависит от отношения арбитров к аргументам, а они по большей части лежат в экономической плоскости, отмечает партнер BGP Litigation Александр Ванеев. Дело будет рассматривать новый состав арбитров, не связанный с арбитражным решением февраля 2018 г. «Газпром» может заявить встречный иск в связи с инициацией расторжения соглашений, который должен будет рассматриваться одновременно с иском «Нафтогаза», считает Ванеев: «Рассмотрение может занять не менее 3–4 лет, как в случае с первым делом».

Cтоимость транзита у операторов европейских газотранспортных сетей определяется тарифами на вход и выход из системы магистральных трубопроводов. Но если приводить ее к сравнимому с украинским маршрутом формату, транзит российского газа по территории Австрии (оператор – TAG) и Словакии (Eustream) сейчас стоит около $1,7 за 1000 куб. м на 100 км, подсчитала консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова: «Столько же стоила прокачка российского газа через Украину в 2009 г.». С 2015 г. прокачка через Украину стоит около $2,7 за 1000 куб. м на 100 км, явно выше ставки большинства европейских операторов. «Вероятно, попытки увеличить плату за транзит основаны на желании привлечь средства на модернизацию трубы у российской стороны», – предполагает Колбикова. Газотранспортная система Украины позволяет прокачать 142,5 млрд куб. м в год, но ее поддержание даже при неполной загрузке требует немалых инвестиций, напоминает Колбикова, а они сегодня не приходят в нужном количестве.

Стоимость транзита по «украинскому маршруту», равно как и его объемы, – одна из основных причин конфликта