Минтранс требует хранить данные авиапассажиров в России

Это дает «Ростеху» шанс вытеснить из страны иностранные системы бронирования
Локализация систем бронирований в России обсуждается уже больше года Минтрансом с привлечением силовиков и авиакомпаний
Локализация систем бронирований в России обсуждается уже больше года Минтрансом с привлечением силовиков и авиакомпаний / Андрей Гордеев / Ведомости

Минтранс разработал и опубликовал 5 июля проект постановления правительства «Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок». Документ предусматривает перенос с 1 января 2020 г. на территорию России вычислительных комплексов (серверов) и баз данных систем, обеспечивающих бронирование и продажу внутрироссийских авиаперевозок, регистрацию пассажиров и взаиморасчеты. Провайдер системы бронирования должен быть также зарегистрирован в России. Речь идет об инвенторных системах бронирования, в которых авиакомпании хранят данные обо всех билетах – проданных и нет. На глобальные дистрибутивные системы, через которые билеты бронируют агенты и агрегаторы, требования не распространяются.

За каждое бронирование провайдер любой из систем получает определенную плату.

От требования хранить данные пассажиров в России авиакомпаниям удалось отбиться три года назад, когда вступили в силу поправки в закон «О защите персональных данных». Требования невыполнимы и могут остановить продажи билетов через интернет, заявляла в 2015 г. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. Крупнейшие авиакомпании работают с иностранными системами: «Аэрофлот» – с американской Sabre, S7 – с SITA, но на этой неделе объявила о переходе на Amadeus, «Уральские авиалинии» – с Amadeus, лоукостер «Победа» – с Navitair. В 2017 г., по подсчетам «Ведомостей», крупнейшим провайдером в России с долей 38,5% была Sabre, на втором месте – «Сирена-трэвел» (30%), далее следовали SITA (14,5%), Amadeus (7,5%), Национальная система бронирования (НСБ) «Ростеха» (около 5% с учетом чартерных емкостей авиакомпании «Россия») и Navitair (4,5%).

Остальные перевозчики, в том числе Utair, работают с российской «Сирена-трэвел». Новая авиакомпания «Азимут» – с НСБ, разработку которой в прошлом году завершили «Ростех» и аэропорт «Внуково».

«Нельзя просто создать сервер для «Аэрофлота» или S7. Чтобы выполнить требование, иностранным провайдерам пришлось бы создавать полноценные вычислительные центры в России, это сотни миллионов долларов инвестиций», – говорит топ-менеджер иностранного провайдера. Достаточно было бы и десятков миллионов долларов, но известно, что Sabre, например, не хочет идти на эти траты, им, наверное, проще отказаться от работы с «Аэрофлотом», говорит топ-менеджер российского провайдера. Amadeus и Sabre – глобальные лидеры с многомиллиардными оборотами, но их серверы расположены в Германии и США. Не было прецедентов, чтобы компании дублировали серверы в другой стране, поясняет первый собеседник.

Если постановление примут, более логичный вариант для «Аэрофлота» и S7 – перейти на российскую систему, продолжает топ-менеджер иностранного провайдера. Но ни «Сирена-трэвел», ни система «Ростеха» НСБ сейчас технически не в состоянии обеспечить все требования таких игроков, как «Аэрофлот» и S7, уверяет он. Эти два перевозчика – члены глобальных авиаальянсов. «Аэрофлот» входит в SkyTeam, S7 – в OneWorld. Но российские провайдеры не могут обеспечить работу систем бронирований в составе глобальных альянсов, такой задачи раньше не было, признают менеджеры «Сирена-трэвел» и НСБ. «За оставшееся время и при наличии задания российские системы можно «дописать», говорит один из собеседников.

Представители «Аэрофлота», S7, Sabre и Минтранса на запросы «Ведомостей» не ответили. Представитель Amadeus отказался от комментариев. «Серверы и вычислительный центр «Сирена-трэвел» расположены в России, мы полностью соответствуем требованиям проекта постановления», – говорит представитель компании.

Постановление разработано в том числе в целях защиты суверенитета России, говорится в документе. Система бронирования должна быть защищена от блокирования извне даже самим владельцем программного обеспечения.

Председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев рассказывал ранее, что национальная система нужна, так как иностранцы могут отключить российские авиакомпании от систем бронирования. «Для России крайне важно укреплять суверенитет во всех отраслях, включая и эту... если зарубежные компании захотят работать в России, им придется перейти на новые стандарты», – говорит представитель «Ростеха».

Локализация систем бронирований в России обсуждается уже больше года Минтрансом с привлечением силовиков и авиакомпаний. Но все шло в таком вялотекущем режиме, что никто в отрасли не ожидал этого проекта, говорит менеджер российской системы бронирования. Собеседник затрудняется сказать, связан ли прогресс с тем, что в этом теперь заинтересован «Ростех».

«Ростех» может стать главным бенефициаром закона Яровой. Госкорпорация хочет поставлять мобильным операторам оборудование для хранения данных. Топ-менеджер российской авиакомпании и близкий к «Аэрофлоту» человек рассказывали, что переход национального перевозчика в систему «Ростеха» привел бы к гигантским финансовым и репутационным потерям. К тому же сам процесс занял бы года полтора.