Небольшие пивоваренные компании предпочитают цифровые метки бумажным маркам
Они выбирают между вариантами госконтроляНациональный союз производителей пива и напитков (НСППиН) подписал соглашение о сотрудничестве с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) для разработки проекта маркировки пивоваренной продукции. «Ведомости» ознакомились с копией документа, информацию подтвердили представитель ЦРПТ и председатель правления НСППиН Елена Цветкова.
Члены союза – независимые пивовары, которые не входят в крупные транснациональные корпорации. В частности, это Московская пивоваренная компания (МПК; выпускает пиво «Жигули», «Хамовники» и др.), воронежская «Таркос» и др., всего около 10% рынка.
Маркировать пиво предложил в конце 2016 г. Национальный союз защиты прав потребителей. Правда, тогда речь шла о маркировке бумажными акцизными и федеральными специальными марками, предназначенными для импортной или российской алкогольной продукции. Правительство идею поддержало, говорил в июне прошлого года бывший вице-премьер Александр Хлопонин, курировавший алкогольную отрасль. С тех пор вопрос маркировки не раз поднимался на совещаниях в Минфине, рассказывают два федеральных чиновника и сотрудники нескольких пивоваренных компаний.
Но параллельно в России внедряется другая система маркировки. Ее оператор – ЦРПТ, принадлежащий структурам USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. Уже маркируются меховые изделия и идет пилотный проект маркировки лекарств и сигарет. В конце марта Минпромторг подготовил перечень товаров для маркировки, в котором было пиво, но в утвержденный правительством в мае окончательный перечень оно не вошло. Единая система маркировки должна заработать с 2024 г.
Поскольку обсуждается введение маркировки федеральными специальными марками, союз решил рассмотреть альтернативный вариант в сотрудничестве с ЦРПТ, объясняет Цветкова. Сейчас, согласно закону о регулировании рынка алкоголя, маркировка предполагает нанесение бумажной марки, получение которой – сложный и дорогостоящий процесс, рассказывает она: требуется дополнительное оборудование для скоростных линий, сама марка стоит 1,69 руб. Только марки обойдутся рынку более чем в 20 млрд руб., подсчитал представитель «Опоры России», стоимость оборудования – это еще несколько миллиардов: «Надеемся, что предложенный ЦРПТ вариант окажется более дешевым и удобным».
«То, что предлагает регулятор, – это вчерашний день. Пиво разливается во влажной среде, в которой проблематично наклеить бумажную марку, особенно учитывая, что линии работают на высоких скоростях», – замечает член совета директоров МПК Ольга Аверьянова. Сотрудничество с ЦРПТ позволит понять, насколько их система приемлема технологически и как она повлияет на себестоимость, надеется она. Компания готова предоставить свои производственные площадки для тестирования.
Основная проблема в том, что выдача марок Росалкогольрегулированием может стать дополнительным инструментом давления на бизнес, говорит человек, близкий к одной из пивоваренных компаний. РАР может по какой-то причине не выдать марку, тем самым заблокировав работу предприятия, опасается он.
Система ЦРПТ уже помогла одной отрасли избежать дополнительных издержек госрегулирования – подключения к аналогу ЕГАИС для продуктов, системе электронной ветсертификации «Меркурий». С ее внедрением для готовой молочной продукции боролись PepsiCo и Danone. Они указывали на несовершенство системы, отсутствие ветеринарных рисков в готовой продукции, предупреждали о возможных перебоях в поставках. Еще до официального запуска «Меркурия» 1 июля 2018 г. они стали обсуждать замену его на маркировку, и в июне Минсельхоз исключил молочную продукцию из перечня для работы в «Меркурии».
Но лидеры пивного рынка против маркировки. Систему критиковали члены Союза российских пивоваров, объединяющего крупные компании, на которые приходится более 70% продаж. В их числе – «Балтика» (часть Carlsberg), AB Inbev Efes и Heineken. Heineken по-прежнему против дополнительного регулирования в виде маркировки – бумажной или электронной, говорит директор по корпоративным отношениям компании Кирилл Болматов: это излишняя нагрузка на бизнес – дополнительные инвестиции в оборудование, плата за его обслуживание. Установка оборудования для нанесения маркировки на одной производственной линии, по предварительным подсчетам, обойдется примерно в $1 млн, таких линий на крупном заводе минимум 10, подсчитал директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Это много даже для крупного бизнеса, опасается Дурдыев. Но компания открыта к обсуждению и хочет услышать «обоснованные доводы о целесообразности подобных мер и затрат, а также за счет чего это будет компенсировано», говорит он.
Непонятно, что это даст государству: пивовары и так регулярно платят налоги и нелегального рынка пива практически нет, рассуждает Болматов. Производители исправно платят акцизы, с контролем успешно справляется ЕГАИС, согласен Дурдыев. Спрос на пиво падает, а при росте затрат цены могут вырасти, что приведет к еще большему падению продаж, подчеркивает Болматов.
Представители Минфина и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответили.