Производители российского сидра просят снизить акциз в 4 раза

Это поможет конкурировать с дешевыми алкогольными напитками
С 2017 г. сидр признан в России сельскохозяйственной продукцией, но, чтобы его производители получали льготы, необходимы изменения
С 2017 г. сидр признан в России сельскохозяйственной продукцией, но, чтобы его производители получали льготы, необходимы изменения / Pixabay

Общественная организация «Опора России» попросила министра финансов Антона Силуанова понизить ставки акцизов для производителей сидра из отечественных яблок, а также медовухи и пуаре из российского сырья.

Они хотят, чтобы ставки сравнялись с теми, что применяются для российских вин с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения, т. е. в 4 раза, с 21 руб. за 1 л до 5 руб., говорится в письме. «Ведомости» ознакомились с текстом письма. Представитель Минфина подтвердил его получение.

Ставка для производителей сидра, медовухи и пуаре с 9 до 21 руб. выросла с 2017 г. Финансовая нагрузка увеличилась, производители говорят о сокращении производства, сказано в письме «Опоры России».

Среди таких – компания «Яблочный спас», которая выпускает сидр под брендом St. Anton. «Еле-еле сводим концы с концами», – говорит «Ведомостям» ее гендиректор Олег Горелов. Часть акциза компания переложила на потребителя, повысив цену, и в итоге сократился спрос. А часть – включила в себестоимость, сократив рентабельность бизнеса. Такую же ситуацию описывает совладелец компании «Сидры Щедрина» Дмитрий Щедрин.

Под вопросом оказались инвестиционные проекты, сетует Горелов. «Яблочный спас» собирался закладывать новые сады, но нужны кредиты, а с банками в такой ситуации сложнее вести диалог. Компания выпускает 60 000 дал сидра в год и хотела увеличить производство в 4 раза. Но, как говорит Горелов, пока будет такой акциз, это вряд ли возможно.

Часть потребителей при росте цены переходит на сидр, который делается из концентрата яблочного сока и стоит вдвое дешевле, отмечает Щедрин. У такого сидра нет гастрономической ценности – лишь свежее яблоко позволяет создать необходимый купаж, считает он. Часть производства продукции ушла в нелегальный сектор, замечает представитель Росалкогольрегулирования (РАР): в 2017 г. в рознице было продано вдвое больше сидра, пуаре и медовухи, чем легально произведено.

Производство сидра и пуаре в России сократилось с 24 млн дал в 2016 г. до 6 млн дал в 2017 г., говорится в письме «Опоры России». Представитель РАРа статистику подтверждает, но указывает: рынок не сократился, а нормализовался. По данным РАРа, в 2015 г. производство сидра, медовухи и пуаре составило 5,4 млн дал. Всплеск производства в 2016 г. представитель службы объясняет действовавшей тогда низкой ставкой акциза, а также запретами некоторых регионов на продажу слабоалкогольной продукции в 2015 г. В результате, по его словам, часть производителей слабоалкогольных напитков стала выпускать продукцию под видом сидра.

С 2017 г. сидр признан в России сельскохозяйственной продукцией, но, чтобы его производители получали льготы, необходимы изменения, считает член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Например, рассуждает он, в законе о регулировании алкогольного рынка нужно прописать, что традиционные сидр и пуаре – это продукты, изготовленные только из свежих яблок и груш. Также такие продукты, по мнению Небольсина, должны быть исключены из перечня подакцизных товаров, тогда производители смогут платить единый сельскохозяйственный налог вместо налога на прибыль, НДС, налога на имущество и получат возможность льготного кредитования и др. У виноделов все эти изменения заняли около трех лет, заключает он.

Если снизить акциз, удастся вернуть потребителя, активнее инвестировать в новые мощности и планировать закладку садов, надеется Щедрин. Интерес потребителя к сидру растет, говорит представитель «Балтики», в портфеле которой есть яблочный сидр Somersby. Но пока продукт недостаточно популярен в России, сказал представитель Heineken Кирилл Болматов: вероятно, болший эффект, чем снижение акциза, дала бы возможность рекламы сидра, которая сейчас ограничена.

Перспективы у напитка большие, верит Небольсин: например, в России только семь винодельческих регионов, а яблоки выращивают в 76. Содержание алкоголя в сидре втрое меньше, чем в вине, поэтому высокий акциз необоснован, полагает он.

С 2017 г. сидр признан в России сельскохозяйственной продукцией, но, чтобы его производители получали льготы, необходимы изменения