En+ Олега Дерипаски может прописаться в России

Компания изучает возможность смены регистрации с острова Джерси на российскую
Перерегистрация компании просто в России, наоборот, только создаст массу неудобств, считает Вьюгин
Перерегистрация компании просто в России, наоборот, только создаст массу неудобств, считает Вьюгин / Денис Абрамов / Ведомости

Энергометаллургическая компания En+ изучает возможность смены регистрации с о. Джерси на российскую, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к компании и к одному из ее акционеров. В России наконец появились все необходимые условия для комфортного ведения бизнеса, добавляет один из них: «Все основные активы находятся в России, и логичнее ей зарегистрироваться здесь».

Перерегистрация в России с большой долей вероятности – одно из условий оказания господдержки пострадавшей от американских санкций компании, считают партнеры Tertychny Agabalyan Иван Тертычный и BMS Law Firm Денис Фролов. En+ рассматривает, скорее всего, регистрацию во внутреннем офшоре – на о. Русский или в Калининградской области, полагает профессор факультета экономических наук Высшей школы экономики Олег Вьюгин.

Законопроект о создании территорий со специальным налоговым режимом на о. Октябрьский в Калининграде и о. Русский на Дальнем Востоке разработан Минэкономразвития. Идет ли речь о регистрации En+ именно здесь, собеседники «Ведомостей» не уточнили. Представитель компании от комментариев отказался.

Если речь не о внутренних офшорах, которые предполагают ряд налоговых послаблений, преимуществ для компании в смене регистрации нет, уверены эксперты. Перерегистрация компании просто в России, наоборот, только создаст массу неудобств, считает Вьюгин. «В офшорах, принадлежащих к британской юрисдикции, механизм совершения сделок отлажен очень хорошо. С юридической точки зрения компания только потеряет от переезда в Россию», – подчеркивает эксперт. С другой стороны, специфика ситуации En+ в том, что компания находится под санкциями. И сейчас ей нужно решить вопрос возможности функционирования бизнеса в принципе, а не вопрос поиска более комфортной для бенефициара и для совершения сделок юрисдикции, указывает Вьюгин.

Нет оснований говорить об улучшении условий для бизнеса в России: налоговая база не изменилась, налоги постоянно повышаются, считает партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин. «Международная структура компаний Дерипаски позволяла сильно снижать налоговые выплаты. При перерегистрации в России налоговая нагрузка возрастает в разы», – отмечает он. «Очевидно, что желание сменить юрисдикцию связано только с санкциями», – уверен эксперт.

Внутренние офшоры должны заработать с января 2019 г., возможно чуть раньше, напоминает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. В какой степени они способны минимизировать санкционное давление, сказать пока невозможно, подчеркивает Шохин.

Результатом смены юрисдикции может стать делистинг с Лондонской биржи, предполагает Тертычный. Сейчас в Лондоне торгуются акции компании, но после переезда в Россию их придется заменить на расписки, указывает он. En+ может пойти по пути «Полюса»: компания провела делистинг, перерегистрировала головную компанию в России и после этого вновь разместилась, допускает портфельный управляющий УК «Капиталъ» Вадим Бит-Аврагим.