Попавшая под санкции UC Rusal начала добычу на гигантском месторождении в Гвинее

Компания получила «Диан-Диан» еще в 2001 году, но до сих пор держала его про запас
В России нет крупных месторождений бокситов, поэтому львиную долю сырья для металлургических заводов UC Rusal получает из-за рубежа
В России нет крупных месторождений бокситов, поэтому львиную долю сырья для металлургических заводов UC Rusal получает из-за рубежа / UC Rusal

UC Rusal ввела в эксплуатацию рудник мощностью 3 млн т бокситов в год на месторождении «Диан-Диан» в Республике Гвинее. Об этом компания сообщила 19 июня.

«Диан-Диан» – крупнейшее в мире месторождение бокситов с доказанными запасами руды 564 млн т. Лицензия на его разработку принадлежит UC Rusal с 2001 г. Соглашение с правительством Гвинеи предполагало, что инвестиции в проект составят $1,7 млрд (в ценах 2001 г.), будут построены глиноземный завод мощностью 1,2 млн т в год, 25 км дороги, железная дорога и портовая инфраструктура. В 2014 г. компания заявила, что первая очередь проекта – добыча 3 млн т бокситов – будет запущена в 2016 г.

Аналитик АКРА Максим Худалов связывает отсрочку запуска проекта с избытком сырья, который тогда наблюдался у компании. «Сейчас же ситуация изменилась. И компания рискует столкнуться с его дефицитом», – добавляет он. 6 апреля минфин США ввел санкции против Олега Дерипаски и восьми его компаний, включая UC Rusal. Американским резидентам запрещено вести бизнес с подсанкционными компаниями, а также владеть их ценными бумагами. На нерезидентов США запрет не распространяется, но они сами могут попасть под санкции за существенные сделки с такими компаниями. Поэтому уже в апреле многие зарубежные компании одна за другой стали отказываться от сотрудничества с UC Rusal. Так, Rio Tinto предупреждала инвесторов о риске объявления форс-мажора по поставкам глинозема и подчеркивала неопределенность дальнейшего развития своего австралийского СП – Queensland Alumina с UC Rusal (последней принадлежит 20% предприятия).

В 2017 г. UC Rusal произвела 3,893 млн т алюминия. Из них 96% (3,741 млн т) – на российских предприятиях. Сырьем для производства алюминия служит глинозем, который, в свою очередь, производится из бокситов. Как поясняет Худалов, в среднем на 1 т алюминия уходит 2 т глинозема, для производства которого расходуется также 2 т бокситов. Таким образом, для сохранения текущего производства на российских заводах компании необходимо порядка 7,5 млн т глинозема и почти 15 млн т бокситов.

А поскольку в России нет крупных месторождений бокситов, то львиную долю сырья для металлургических заводов UC Rusal получает из-за рубежа.

«Диан-Диан» – это долгосрочный проект, давно спланированная инвестиция, говорит инвестбанкир, работающий с контрагентами UC Rusal. «Если бы он был на начальной стадии реализации, то неизвестно, завершила бы его компания или нет в текущей ситуации, – указывает он. – Конечно, в моменте выглядит так, что «Диан-Диан» гарантирует UC Rusal сырьевую безопасность, но гвинейские инвестиции компании начинались задолго до санкций и имеют более стратегический характер: 100%-ная обеспеченность собственным сырьем для алюминиевых заводов». Ситуация вокруг UC Rusal слишком нестабильная, отмечает он: «Непонятно, как минфин США расценит запуск проекта. Но бросить это проинвестированное месторождение компания уже не могла».

Хорошие месторождения нынче большая редкость, говорит директор по инвестициям TKC Partners Андрей Третельников. Компания должна либо покупать сырье, либо производить его сама. А для UC Rusal, оказавшейся под санкциями, покупка сырья на международном рынке сейчас будет если не невозможной, то точно очень дорогой, подчеркивает он.

Если же рассматривать эту новость с точки зрения геополитики, то это серьезное послание рынку, говорит партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин: «Компания как бы говорит, что она готова работать «вопреки».

В России нет крупных месторождений бокситов, поэтому львиную долю сырья для металлургических заводов UC Rusal получает из-за рубежа