S7 Group Филевых вложит $300 млн в производство ракетных двигателей
Они нужны для запусков с принадлежащего компании космодрома Sea LaunchВходящая в S7 Group супругов Наталии и Владислава Филевых компания S7 Space хочет купить у государства 36 построенных еще при СССР ракетных двигателей НК-33 и НК-43, рассказал в интервью «Ведомостям» гендиректор S7 Space Сергей Сопов. Компания также хочет купить «документацию, оснастку, технический задел – все, что сохранилось по этой теме от советской программы». S7 Space намерена построить свой завод ракетных двигателей в Самаре. Естественно, двигатели подвергнутся модернизации, ведь они созданы лет 40–50 назад, указывает Сопов. Главная задача – сделать двигатель для многоразовых запусков.
Проект обойдется в $300 млн, говорит Сопов, но источник средств не раскрывает.
S7 Group – крупнейший частный и второй после «Аэрофлота» авиаперевозчик в России. Этой весной S7 купила у входящей в «Роскосмос» РКК «Энергия» плавучий космодром «Морской старт». Первый пуск с него планируется в декабре 2019 г. Сначала будут использоваться украинские ракеты «Зенит» (S7 заказала 12 штук заводу «Южмаш»), через 5–6 лет их заменит российская ракета-носитель среднего класса «Союз-5», которую сейчас разрабатывает «Энергия». S7 уже вложила в космический проект $160 млн собственных средств, в том числе $24 млн – на авансирование ракет украинскому «Южмашу», говорит Сопов.
Двигатели НК-33 и НК-43, по словам Сопова, нужны S7 для использования в «Союзе-5» и позволят сделать первую ступень ракеты многоразовой за счет посадки на реактивной струе. Первой такую технологию реализовала SpaceX Илона Маска, говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. Ее 30-тонная первая ступень ракеты Falcon 9 возвращается за счет многократного (до пяти раз) включения двигателей и садится на реактивной струе центрального двигателя из девяти имеющихся. Для такой посадки необходимы двигатели небольшой мощности, простые и дешевые, указывает Ионин. НК-33 этим требованиям отвечает, но необходимо подтвердить возможность его многократного включения.
«Союз-5» многоразовости не предполагает, эта ракета-носитель разрабатывается для решения государственных задач – чтобы выводить на орбиту космический корабль «Федерация» и впоследствии стать первой ступенью сверхтяжелой ракеты, рассказал Сопов. На ее первой ступени предполагается использовать двигатель РД-171 общей тягой (у земли) более 740 т – посадить на нем ступень масковским способом невозможно. Поэтому «Энергия» согласилась сделать еще и коммерческий «Союз-5SL» (Sea Launch), который предполагает многоразовую первую ступень, уменьшение массы, использование других двигателей – для снижения себестоимости и увеличения конкурентных преимуществ. Запуск «Зенита» обойдется заказчику в $62–72 млн (как и у SpaceX сейчас), продолжает Сопов, запуск «Союз-5SL» с многоразовой первой ступенью – от $40 млн.
NASA очень помогло SpaceX на начальном этапе развития, говорит Ионин. В первую очередь ведомство предоставило технологии: ракетные двигатели Маска Merlin – это немного модернизированные разработки 1960-х гг., говорит Ионин: «По сути, о том же просит наше государство S7».
«Мы действительно обсуждаем с S7 вопрос создания ракеты-носителя, адаптированной к запуску с комплекса «Морской старт», – передал через представителя гендиректор «Энергии» Владимир Солнцев. Вопрос пока в стадии обсуждения. Но для «Энергии» этот проект, безусловно, представляет интерес, передал Солнцев. По словам Сопова, S7 готова заказать 50 ракет «Союз-5SL» с опционом еще на 35.
Проект завода двигателей, по словам Сопова, представлен правительству, ведутся переговоры и с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК, входит в «Ростех»). Последняя владеет заводом «Кузнецов», на котором и были произведены двигатели НК-33 и НК-43. Представители S7 и ОДК обсудили возможность применения двигателей НК-33 в качестве силовых установок ракеты-носителя среднего класса, говорит представитель ОДК. Пресс-служба правительства на запрос «Ведомостей» не ответила.