Один из крупнейших производителей газетной бумаги нашел новую нишу
Комбинат «Волга» будет выпускать бумагу для упаковкиБумкомбинат «Волга» (Нижегородская обл.) начал выпускать бумагу для гофрокартона и другой упаковки, сообщила компания. Мощность производства – 12 000 т в год, в качестве сырья используется макулатура (у компании нет собственного целлюлозного производства). Инвестиции в проект не сообщаются. Представитель «Волги» на вопросы «Ведомостей» не ответил.
«Волга» – один из крупнейших производителей газетной бумаги в России. В 2017 г. при выручке 4,57 млрд руб. по РСБУ компания получила 75,77 млн руб. чистого убытка. В 2017 г. комбинат выпустил 217 250 т бумаги – на 5,7% меньше, чем годом ранее.
Общее производство газетной бумаги в России сократилось на 2,1% до 1,44 млн т, по данным Росстата. Падение длится уже три года подряд. Спрос на газетную бумагу сокращается из-за развития цифровых технологий, поэтому расширение продуктовой линейки – общемировой тренд, позволяющий производителям газетной бумаги оставаться рентабельными, комментирует сотрудник одного из лесопромышленных холдингов. Об этом же говорит и гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. «Чтобы сохранить производство, компаниям нужно искать новые точки приложения своих сил с учетом имеющегося опыта. Самый простой способ – найти что-то близкое», – отмечает он.
Выпуск альтернативной бумажной продукции налажен и у других крупнейших российских производителей газетной бумаги. Например, у «Кондопоги» из Карелии это оберточная бумага и потребительская (для письма, рисования и печатания текста на пишущих машинках), у «Монди СЛПК» (Республика Коми) – офисная бумага, картон для плоских слоев гофрированного картона.
«Волга» выбрала перспективный сегмент, продолжает Богатырев: спрос на упаковку из гофрокартона растет в том числе благодаря развитию интернет-торговли. Текущие мощности комбината для выпуска новой продукции невелики, но компания скорее всего будет развивать это направление, считает он. Среди рисков проекта – высокая конкуренция в сегменте бумаги для упаковки, поэтому важно сформировать портфель заказов, подчеркивает он.
«Волга» не поставляет нам бумагу для упаковки, – говорит представитель группы «Илим». – Мы рассмотрим возможности поставок, но для этого мы должны будем проанализировать как качественные характеристики продукта, так и экономические факторы». «Илим гофра» ежемесячно покупает более 2000 т макулатурных гофроматериалов для своего производства.
Представители четырех остальных крупнейших российских производителей картона – Архангельского ЦБК, SFT Group, «Монди СЛПК», Пермского ЦБК – на вопросы «Ведомостей» не ответили.
«И лес, и продукты из леса в глобальном измерении, на мой взгляд, имеют большие перспективы по нескольким причинам, – рассказывал в июне в интервью «Ведомостям» президент Segezha Group Михаил Шамолин. – Первое – повсеместное развитие интернет-торговли и, соответственно, индустрии доставки товаров в бумажной упаковке. Она экологичная, удобная, встроена в индустриальный цикл, и никаких альтернатив в массовом плане по потребительским свойствам и себестоимости нет и пока не предвидится».
Помимо российского рынка новая бумага будет поставляться на экспорт, поясняется в сообщении «Волги». Продукция может быть востребована прежде всего в Индии – это крупнейший потребитель бумаги, поставляемой из России, замечает Богатырев. В 2017 г. доля Индии в экспорте российской бумаги и картона составила 16% (следом идут Казахстан и Турция с 7%-ными долями), а весь экспорт вырос на 7,3% до 3,27 млн т, по данным Lesprom Network.