Почему совладельца Starbucks Говарда Шульца сравнивают с Дональдом Трампом

Американские СМИ обсуждают, как далеко зайдут политические амбиции миллиардера, объявившего об уходе с поста председателя совета директоров Starbucks
Говард Шульц – человек, благодаря которому Starbucks стала всемирно известной
Говард Шульц – человек, благодаря которому Starbucks стала всемирно известной / Jason Redmond / AFP

Говард Шульц – человек, благодаря которому Starbucks стала всемирно известной. Слухи о том, что он метит в президенты, идут уже не первый год. Шульц и прежде часто вмешивался в политические и социальные дискуссии, а после победы Дональда Трампа стал еще активнее, пишет Business Insider.

«Он всегда интересовался политикой и окружал себя [людьми, которые тоже ею интересуются], – говорила бывшая сотрудница Starbucks, близко знавшая Шульца по работе. – Но делал все без лишнего шума». Связи Шульца в политической среде гораздо глубже, чем многим представляется, заверяли два других бывших работника. Он знаком с семьями Буш и Картер, дружит с Клинтонами. Во время последней президентской кампании писал Хиллари Клинтон электронные письма на тему «как эмоционально достучаться до американского народа и тронуть его». В сентябре 2016 г. он впервые в жизни открыто поддержал политика – Клинтон. Она якобы собиралась назначить Шульца советником по труду, если выиграет выборы. А если их выиграет Шульц, он, скорее всего, станет обращаться за советами к Клинтонам.

Попрошу не путать с Трампом

О политических амбициях совладельца компании в Starbucks слышали многие, от простых бариста до работающих бок о бок с Шульцем. На очередном витке слухов в октябре прошлого года Шульц прямо сказал Reuters, что не собирается участвовать в гонке за кресло в Белом доме. Так было, пока не появилась новость, что он распрощается с компанией: 26 июня уйдет в отставку с поста председателя совета директоров и выйдет из самого совета, сохранив пост почетного председателя. Официальный пресс-релиз гласит, что он больше времени станет уделять семье и напишет книгу о социальной миссии бизнеса на примере Starbucks.

Однако Шульц сразу же растерял свою категоричность по поводу участия в президентской гонке. На прямой вопрос The New York Times (NYT) прозвучал ответ: «Я склонен думать о разных вариантах, которые могут включать госслужбу. Но я еще далек от того, чтобы принимать решения о будущем».

В конце концов, руководит же Америкой – прямо сейчас – бизнесмен. Когда CNBC попробовала провести параллели, Шульц обиделся. Есть огромная разница в управлении публичной компанией вроде Starbucks и частным бизнесом, как у Трампа, с ограниченной фидуциарной ответственностью, кипятился Шульц: «Я не говорю, что это хорошо или плохо, просто большая разница». У The Trump Organization более 22 000 сотрудников, выручка $9,5 млрд в 2016 г. У Starbucks более 330 000 сотрудников, более 28 000 кофеен по всему миру, рыночная капитализация – $76,8 млрд и выручка – $6,03 млрд только за один – II – квартал финансового года, который закончится 1 октября, сравнивает сайт CNBC.

Демократы уже ищут кандидатов для гонки 2020 г. Политики вроде Берни Сандерса или Джо Байдена только и выжидают подходящего момента, чтобы объявить о своем участии, пишет NYT. Шульца стали включать в опросы из серии «За кого бы вы проголосовали завтра на выборах». Год назад исследовательская компания Morning Consult объявила, что он мог бы набрать на праймериз демократов 21%. Правда, выводы базировались на опросе всего 895 членов партии. К тому же 55% из них никогда не слышали о руководителе Starbucks, а 10% к нему относятся плохо.

Коллекторы и отставник

У Шульца-политика есть слабое место, пишет Business Insider. Он очень чувствителен к негативным отзывам, особенно если считает их несправедливыми или неоправданно язвительными. Стоит ему решить, что о нем или о Starbucks несправедливо отозвались, он воспринимает это как личное оскорбление и не может не высказаться в ответ. Он и сам это признает. В интервью Financial Times Шульц объяснил, что им до сих пор управляет усвоенный в детстве страх потерпеть неудачу.

Шульц родился в 1953 г. Его отец – бывший военный, прошедший Вторую мировую. Из-за этого Starbucks при найме всегда отдавала предпочтение служившим в армии. На гражданке отец работал по договору водителем грузовика, рабочим на фабрике и таксистом без медстраховки. Никогда не зарабатывал больше $20 000 в год.

Жили они в Бруклине – в доме для бедняков, субсидируемом государством. Поскольку в семье было трое детей, не было ни единого шанса купить собственное жилье. В книге «Как чашка за чашкой строилась Starbucks» Шульц писал об отце как о сломленном жизнью человеке: «Он пытался вписаться в систему, но система его сломала. С низкой самооценкой он никогда не смог выбраться из ямы и улучшить свою жизнь».

Шульц-политик

Объявив об уходе из Starbucks, Говард Шульц дал интервью CNBC. Журналисты телеканала сделали из него компиляцию по наиболее острым темам.

Иммиграция
«Не думаю, что у нас очень гуманная [иммиграционная] политика. Думаю, нам нужна безопасность границ. Но звучит много неправды. Например, 2/3 людей без документов <...> не пересекали границу [нелегально]. Они очутились в такой ситуации, потому что у них истекла виза».
«Рональд Рейган в 1986 г. провел закон об иммиграции как президент от республиканцев. Почему мы не можем собраться вместе, отказаться от идеологии и сделать то, что в интересах всего американского народа? 70% американцев хотят хорошей иммиграционной политики».

Торговля
«Мы втянуты в торговую войну, которую я не могу понять. Наша проблема не Китай. Наша проблема здесь, в США. У нас $21 трлн долга. Мы платим $400 млрд процентов. Это неразумно».
«Произносятся речи обо всех этих торговых войнах, которые мы ведем с Китаем, Мексикой, Канадой. Пусть это прозвучит банально, но это важно: мы не должны заниматься возведением стен. Мы должны наводить мосты с соседями и союзниками. Наша репутация в мире сегодня не такова, какой должна быть, нам нужно продвигать американские ценности по всему миру и нужно решать системные внутренние проблемы в стране. Речь о концепции лидера как служителя. Долгое время у нас не было руководителей-слуг [народа] в правительстве, [которое вообще-то] на службе у американского народа».

Налоговая политика
«Я разочарован [республиканской реформой налогообложения]. Корпоративная Америка не нуждалась в снижении налогов до 21%, когда мы могли бы куда больше сделать для людей этой страны. 55% американцев не имеют и $500 на банковском счету на случай кризиса».
«Особо отмечу, что не верю, что большинство компаний Америки собираются получить снижение корпоративных налогов с 35 до 21% и сделать все то, чего добивается администрация, т. е. развивать экономику, и создавать новые рабочие места, и делать все прочие важные вещи. А я говорю: многие компании собираются отдать эти деньги акционерам». (Starbucks использует сэкономленные на налогах деньги для повышения зарплат сотрудникам, заверил Шульц.)
Экономика и фондовый рынок:
«Ошибкой будет считать фондовый рынок отражением американской экономики. Ставка рефинансирования ползет вверх. Если бы нужно было заключить пари (а я не экономист), то я бы не ставил на то, что рынок акций продолжит рост нынешними тепами до 2020 г. Но послушайте: экономика сильна. За это я благодарю президента Обаму. И отчасти президента Трампа».

Владение оружием
«70% американцев хотели бы закон, который отобрал бы оружие военного назначения у соседей».

Бюджет
«Бюджетный процесс сломан. У нас не было сбалансированного бюджета со времен президента Клинтона. Задумайтесь над этим».
«Думаю, самая большая внутренняя угроза для страны – это ее $21-триллионный долг, нависающий над Америкой и будущими поколениями <...> Единственный способ избавиться от него – добиться роста экономики, на мой взгляд, на 4% или больше».
«Меня беспокоит, что внутри демократической партии столь многие зашли так далеко налево. Я спрашиваю себя, как мы собираемся платить за все эти вещи вроде системы медицинского страхования, в которой все расходы на здравоохранение оплачивает государство, а не частные страховые организации. Не думаю, что это реалистично».

В 1961 г. на работе отец сломал лодыжку. Денег по больничному и прочих компенсаций ему не полагалось, а работать он не мог. Мать, которая была на седьмом месяце беременности, тоже. Им принялись названивать коллекторы. К телефону подходили дети и, подученные родителями, врали, что тех нет дома. «Я знал, что если когда-нибудь я смогу изменить положение дел, то не оставлю людей за бортом», – писал Шульц.

Он сдержал свое слово. В 1988 г. Starbucks стала первой американской компанией, которая дала медицинскую страховку работникам, занятым неполный рабочий день, пишет The Daily Mirror. В 1991 г. он предложил сотрудникам опционы на акции. Все это повысило лояльность работников. Несмотря на не самые большие зарплаты, текучесть кадров была минимальной. С тех пор как в 1992 г. Starbucks вышла на IPO, ее акции прибавили в цене 21 000%. То есть имевший их на $1000 обладал бы сейчас где-то $200 000, добавляет NYT.

В 2014 г. сотрудники Starbucks получили возможность онлайн-образования по программе Университета Аризоны. Это тоже имеет отношение к судьбе Шульца. Он стал первым в своем роду, кто получил диплом о высшем образовании. В Университет Северного Мичигана он поступил на стипендию для игрока в американский футбол. Но вскоре понял, что он не такой уж хороший спортсмен, и принялся искать деньги для оплаты учебы: то подрабатывал барменом, то сдавал кровь. После университета он работал на лыжной базе в Мичигане, а потом три года в Xerox. Ему повезло: там была сильная школа продаж, да и сам Шульц готов был трудиться без устали.

К 1979 г. он решил перейти в Hammarplast (производитель пластиковых изделий для дома). Шведский бренд открывал подразделение в США, и карьерные перспективы для тех, кто оказался у его истоков, выглядели потрясающе. Наработанная в Xerox репутация стала лучшей рекомендацией. После девяти месяцев, проведенных в Северной Каролине за продажей пластиковых компонентов для кухонь и мебели, Шульца по его просьбе перевели обратно в Нью-Йорк и сделали вице-президентом и директором всей американской Hammarplast. Опытный менеджер по продажам, он выстроил успешную дистрибуцию пластикового кухонного оборудования и посуды. Получил машину для разъездов, оклад в $75 000 в год, купил квартиру в Ист-Сайде на Манхэттене. Но ему все было мало.

Моби Дик и кофе

Как-то он с удивлением обнаружил, что мелкая сеть по продаже кофе в Сиэтле заказывает компонентов для кофеварок не меньше, чем крупные клиенты. Заинтригованный Шульц в 1981 г. поехал глянуть на этот бизнес и влюбился и в Сиэтл, и в магазинчики, где попутно с продажей кофе всегда были готовы налить чашечку бодрящего напитка. На вывеске было написано Starbucks. Это имя если что-то кому-то и говорило, то лишь литературоведам. Старбаком (в классическом переводе на русский – Старбек) звали первого помощника капитана Ахава в романе Германа Мелвилла «Моби Дик». Основатели бизнеса хотели подчеркнуть, что их кофе привезен из заморских стран. По этой же причине сделали логотипом сирену.

Целый год Шульц убеждал владельцев Starbucks нанять его директором по маркетингу. Убедил. Съездил в Италию, увидел местные кофейни и загорелся идеей «третьего места». Американский социолог Рэй Ольденбург, родившийся в 1932 г., первым местом для человека называл дом, вторым – работу, а третьим – общественные места, где люди собираются и общаются. Еще два года Шульц убеждал владельцев Starbucks превратить их магазины по продаже кофе с дополнительной функцией кофейни в экспресс-бары с дополнительной функцией продажи кофе. Не убедил, плюнул и в 1985 г. уволился, чтобы начать свой бизнес – сеть кофеен Il Giornale.

Нашел инвесторов, поставщиком зерен сделал Starbucks. А в 1987 г., когда владельцы Starbucks решили продать бизнес, снова отправился уговаривать инвесторов и выкупил его за $3,8 млн. Сменил вывески Il Giornale на Starbucks, получилась сеть из 17 кофеен. Сейчас их на три порядка больше. А состояние Шульца Forbes оценивает в $2,8 млрд.

Спорт не для Шульца

В 2000 г. Шульц впервые отошел от оперативного управления Starbucks, из кресла гендиректора пересев в кресло председателя совета директоров, и попытался насладиться жизнью вне работы в кофейной сети. В том числе купил баскетбольную команду NBA – SuperSonics. Но спорт его не увлек. К тому же McDonald’s, Dunkin’ Donuts и другие конкуренты стали открывать собственные кофейни, подкрался финансовый кризис. В 2008 г. Шульцу пришлось вернуться на пост гендиректора.

Starbucks Corporation

Кофейная компания
Крупнейшие акционеры (данные компании на 18 декабря 2017 г.): The Vanguard Group (6,3%), BlackRock (5,9%), глава компании Говард Шульц (3%).
Капитализация – $78,8 млрд.
Финансовые показатели (первое полугодие финансового года, завершившееся 1 апреля 2018 г.): выручка – $12,1 млрд, чистая прибыль – $2,9 млрд.
Первая кофейня Starbucks открыта в 1971 г. в торговом центре Pike Place Market в Сиэтле. Название взято из американского романа Германа Мелвилла «Моби Дик» о китобойном промысле XIX в. На 1 апреля 2018 г. сеть насчитывала 28 209 кофеен в 77 странах, в том числе 120 – в России (на российский рынок компания вышла в сентябре 2007 г.).

Он обнаружил, что результаты компании улучшались за счет открытия новых точек, а сопоставимые магазинные продажи падали. Он уволил почти все руководство, изменил политику компании, чтобы бизнес не приносился в жертву росту, закрыл проблемные заведения (только в США их счет пошел на сотни) и запустил агрессивную экспансию в Индии, Бразилии и т. д., перечисляет NYT.

Starbucks принялась продавать все больше и больше продукции через супермаркеты, чтобы снизить зависимость от кофеен. Приобрела продавца чая Teavana Holdings из Атланты и стала предлагать в меню больше еды и напитков, не имеющих отношения к кофе. Занялась даже продажей бутилированного чая в магазинах вместе с AB InBev. Корпоративная структура Starbucks изменилась. Появилось три подразделения: одно отвечало за Азию, другое за обе Америки, третье за Европу, Ближний Восток и Африку.

В прошлом году Шульц предрек, что Китай со временем станет для компании рынком покрупнее, чем США. К этому времени он снова покинул должность гендиректора, став в апреле 2017 г. председателем совета директоров. Объяснял он этот шаг желанием сосредоточиться на социальной миссии Starbucks.

Вход с ружьем запрещен

Starbucks и Шульц давно уже не просто зарабатывают деньги, но прославились и политическими демаршами. В 2011 г. Шульц призывал ни цента не жертвовать политикам на их кампании, пока правительство не решит проблему роста госдолга. После очередной стрельбы в школе в сентябре 2013 г. Starbucks попросила посетителей не приходить с оружием в кафе. В 2015 г. компания приветствовала решение Верховного суда о легализации однополых браков.

В 2015 г. Шульц возглавил группу из двух десятков американских компаний, в том числе Microsoft и Walmart, которые поклялись давать молодым безработным места в штате, брать их на стажировку и всеми способами находить для них подработку. Безработица среди молодежи в тот год достигала 18,1% – втрое больше, чем в среднем среди людей работоспособного возраста, пишет NYT.

В том же году Starbucks запустила кампанию Race Together, чтобы поддержать дискуссию о проблеме расизма. В рекламе логотип компании сопровождался этой надписью. Бариста писали Race Together на стаканчиках и на вопрос «зачем?» рассуждали о притеснениях из-за цвета кожи. Реакция оказалась предсказуемо негативной. Расовые проблемы – последнее, о чем хочется поговорить, зайдя за чашкой кофе. Интернет-пользователи к тому же проверили расовый состав работников Starbucks. Около 40% оказались представителями нацменьшинств. Но если взять только руководство, то явно доминировали белые. Кампанию свернули через считанные дни после начала.

Куда успешнее оказалась начатая в сентябре 2016 г., за пару месяцев до президентских выборов, кампания Upstanders. В ней продвигалась идея, которую Шульц считает своей социальной миссией: доказать, что, несмотря на все различия, люди по сути своей добры и хотят помогать друг другу, пишет Business Insider. Это серия интернет-роликов и рассказов о бездомных, аутистах, вчерашних заключенных и других американцах, которые пытаются изменить жизнь свою и окружающих. Она была признана успешной и позже продолжена.

Сознательный капиталист

Приход Трампа подстегнул активность Шульца. Когда Трамп запретил въезд в США выходцам из семи мусульманских стран, Шульц вслед за Facebook, Google, Tesla и Airbnb выдал симметричный ответ: обязался принять на работу в странах, где присутствует Starbucks, 10 000 беженцев в течение пяти лет. О Трампе он иронично отзывался как о «президенте, который эпизодически создает хаос каждый день», пишет NYT. Трамп в этой пикировке в долгу тоже не оставался. Например, как-то проехался по Starbucks из-за политкорректного отказа продавать чашки с рисунками на рождественскую тему.

Речи Шульца все больше напоминают высказывания кандидата в президенты, даже когда он появляется на бизнес-мероприятиях, замечает NYT. Например, в мае этого года Atlantic Council вручал ему Distinguished Business Leadership Award. Шульц вдруг заговорил, что «не время возводить стены – время строить мосты» и «не время для изоляционизма и национализма».

В других выступлениях он сетует, что системные проблемы страны – психическое здоровье, опийная наркомания, расовая напряженность и неравенство доходов – на уровне, «с которым мы не сталкивались уже долгое время», цитирует Шульца CNBC.

«Порой я чувствую крайнюю обеспокоенность по поводу нашей страны, растущего неравенства дома и репутации в мире», – говорил он NYT. Шульц считает, что даже самые богатые страны не могут позволить себе бесплатное здравоохранение для всех граждан, что рост госдолга США – угроза посерьезнее изменения климата и что демократам, к которым принадлежит Шульц, надо бороться за снижение трат на соцобеспечение и медицину, перечисляет New York Magazine. Журнал называет Шульца сторонником теории «сознательного капитализма». То есть идей, схожих с теми, что пропагандировала Айн Рэнд.

Шульц собирался объявить об отставке в мае, но карты смешала случайность, рассказывает NYT. В апреле в одну из кофеен зашли двое афроамериканцев. Заказывать ничего не стали. Когда один из них попросил разрешения воспользоваться туалетом, сотрудник вызвал полицию. Он уверял, что те буянили и на просьбы покинуть помещение не реагировали. Момент ареста посетители сняли и выложили в интернет. Разгорелся скандал.

Шульц закрыл 8000 кофеен на полдня, чтобы провести для сотрудников тренинг о борьбе с расизмом, пишет Business Insider. 19 мая компания выпустила новые правила посещения. Находиться в кофейне может кто угодно, даже ничего не покупая. Указаны случаи, когда клиентов могут попросить удалиться. Например, если они распивают спиртное, спят, слушают громкую музыку.

Посчитав тот инцидент исчерпанным, Шульц объявил, что отходит от дел. На этот раз еще более решительно, чем в 2000 г., когда отказался от поста гендиректора. Вопрос в том, смогут ли на этот раз семья, написание книги и возможная политическая деятельность заменить ему бизнес, который был главной его движущей силой в предыдущие годы.

Говард Шульц – человек, благодаря которому Starbucks стала всемирно известной