Новый российский самолет МС-21 будет летать не меньше иностранных аналогов
Такое обещание дал «Аэрофлоту» производитель – корпорация «Иркут»Совет директоров «Аэрофлота» предложил собранию акционеров, которое состоится 25 июня, утвердить контракт с компанией «Авиакапитал-сервис» (входит в «Ростех»), сообщил перевозчик. Авиакомпания хочет взять в лизинг на 12 лет 50 самолетов МС-21-300. Производитель самолета – корпорация «Иркут» (входит в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию) гарантирует, согласно контракту, что самолеты будут летать не менее 2100 ч в первый год эксплуатации (5,8 ч в сутки), не менее 2900 во второй год (7,8 ч в сутки) и не менее 3750 в третий год (10,3 ч в сутки). Последняя цифра соответствует налету иностранных аналогов в парке «Аэрофлота» – Airbus 320 и Boeing 737-800.
За первые 20 самолетов МС-21 «Аэрофлот» получит компенсацию за сниженный налет относительно зарубежных лайнеров в размере $45,14 млн (т. е. $2,26 млн на каждое судно). Если налет превысит гарантированный, то компенсация будет уменьшаться, говорит представитель «Аэрофлота», не уточняя деталей.
Есть и вторая компенсация, продолжает собеседник: она предусмотрена за недостижение гарантированного налета и распространяется на все 50 самолетов. Размер компенсации он не уточняет. Вживую компенсации «Аэрофлот» не получит, в счет них он сможет приобретать или арендовать дополнительное оборудование у «Иркута», формировать склад запчастей и обучать персонал.
Поставки 50 судов «Аэрофлоту» начнутся в 2020 г. и завершатся в 2026 г. Возможен перенос сроков, причем «Аэрофлот» не сообщает о каких-либо штрафах к производителю за срыв сроков. «В соответствии с мировой отраслевой практикой предусмотрены штрафные санкции за задержку поставок МС-21. Имеется также право на выход из договора», – сообщил представитель «Аэрофлота».
Среднемагистральный самолет МС-21 совершил первый полет в мае 2017 г., сейчас собраны два лайнера, они участвуют в летных испытаниях. «Аэрофлот» будет стартовым эксплуатантом.
«Если МС-21 достигнет налета в 10 ч на третий год, это будет говорить о зрелости самолета, его способности приносить прибыль, – говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. – Это хороший показатель для среднемагистрального судна в парке премиального перевозчика, который закладывает больше времени на разворот судна, чем лоукостеры».
$2,26 млн компенсации за самолет на три года – небольшая компенсация, считает топ-менеджер лизинговой компании. А что будет по истечении первых трех лет, неизвестно, ведь первый российский самолет SSJ100 до сих пор летает плохо, рассуждает собеседник.
Этот лайнер поставляется авиакомпаниям с 2011 г. Но до сих пор он летает очень мало. В 2017 г. налет SSJ100 у «Аэрофлота» составил 3,5 ч в сутки. Лучший результат продемонстрировал «Азимут» – 4,6 ч в сутки. Среднемагистральные Boeing и Airbus летали у российских авиакомпаний почти по 10 ч в сутки.
«В мировой практике гарантии налета и компенсации за недостижение показателя нет, – говорит топ-менеджер иностранной лизинговой компании. – Стартовым заказчикам новых судов ведущие производители компенсируют прямые убытки от невылета самолетов в результате поломки».
В мировой практике производитель для стартовых заказчиков нового самолета гарантирует определенную надежность вылета и компенсирует прямые убытки от невылета из-за поломки, соглашается человек, близкий к крупной авиакомпании. «Непонятно, зачем вообще эта компенсация: да, «Аэрофлот» получит определенные средства, но как это решит проблему поломок?» – добавляет первый собеседник.
«Хорошо, что для «Аэрофлота» есть такая дополнительная гарантия, ведь стартовый эксплуатант делает большое и хорошее дело для авиапроизводителя – несет потери при освоении нового типа, выявляет детские болезни», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак.
Представитель «Иркута» не смог предоставить комментарии. Его коллеги из «Ростеха» и «Аэрофлота» на запросы «Ведомостей» не ответили.
Исправленная версия. Добавлен комментарий «Аэрофлота».