Принадлежащий АФК «Система» агрохолдинг займется умным земледелием

Компания разработает IT-платформу, которая должна снизить издержки и увеличить урожайность
Агрохолдинг «Степь» надеется с помощью цифровых технологий снизить расходы на топливо и удобрения
Агрохолдинг «Степь» надеется с помощью цифровых технологий снизить расходы на топливо и удобрения / Агрохолдинг «Степь»

Сельхозподразделение АФК «Система», ГК «Степь», намерено внедрить специальную мониторинговую и аналитическую IT-платформу, чтобы повысить эффективность в растениеводстве. Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор агрохолдинга Андрей Недужко.

ГК «Степь» создана на базе сельскохозяйственных активов в молочном животноводстве, растениеводстве и садоводстве, которые АФК «Система» покупала в 2014–2015 гг. у бывшего гендиректора, а сейчас миноритария группы Константина Аверина. Тогда же корпорация приобрела у ВТБ производителя тепличных овощей «Агрокомбинат Южный». Группа активно наращивала и земельный банк: на конец 2017 г. он достиг 380 000 га на Кубани, Ставрополье и в Ростовской области, следует из отчета АФК «Система» за I квартал 2018 г.

В компаниях «Степи» уже внедрен ряд программ, отвечающих за сбор информации о тех или иных сегментах производства, поясняет Недужко. «Задача – создать единую систему, которая помимо прочего синхронизирует уже существующие различные элементы, в том числе с системой 1С», – добавил он.

Системная диджитализация

«Система» взяла курс на «активную диджитализацию» своих активов, говорит управляющий партнер корпорации Алексей Катков. Сеть клиник «Медси» и МТС запустили сервис телемедицины SmartMed, МТС купила операторов продажи билетов Ticketland.ru и «Пономиналу.ру» и киберспортивный клуб Gambit Esports, «Детский мир» развивает интернет-продажи.​

Цель разработки – соединить разные процессы: планирования, учета, контроля и анализа полевых работ, погодных условий, производительности техники, расхода топлива, средств защиты растений и семян, агротехнологий, перемещений готовой продукции, сохранности производственных запасов, перечисляет Недужко. Также благодаря спутниковой съемке, беспилотникам, наземному осмотру полей и картам агрохимического анализа агрохолдинг сможет оценивать состояние почвы и растений. На основании всей этой информации группа будет принимать решения об управлении полями, резюмирует Недужко.

Зачем нужно умное земледелие

Внедрение новой IT-платформы позволит «Степи» существенно повысить эффективность растениеводческого бизнеса, говорит Недужко. Группа рассчитывает снизить расход топлива на 20–30%, средств защиты растений и удобрений – до 10%, свести к минимуму человеческий фактор. Улучшится логистика, будут сэкономлены человеческие ресурсы, увеличится урожайность, надеется Недужко. В 2017 г. выручка «Степи» увеличилась на 22% до 10,2 млрд руб., скорректированная операционная прибыль (OIBDA) – на 40,6% до 4 млрд руб.

Полностью перейти на платформу «Степь» планирует к концу 2019 г. Ее внедрение поможет компании увеличить прозрачность перед IPO: миноритарные акционеры и партнеры получат доступ к элементам системы, отметил Недужко. IPO агрохолдинга запланировано на 2020 г., говорил в марте управляющий партнер «Системы» Али Узденов.

Разработают сами

«Степь» хочет разрабатывать систему сама с привлечением стороннего подрядчика, говорит Недужко: это позволит учесть специфику агрохолдинга, поскольку ни у одного поставщика программного обеспечения нет универсального решения. Имя партнера он не назвал. Одним из первых крупных аграриев систему умного земледелия разработал владелец агрохолдинга «Авангард-агро» Кирилл Миновалов. «Сегодня ни одна программа не может отследить, что тракторист запил и утром не вышел на работу или, формально выполнив маршрут и отобразив в системе все треки, не внес нужные гербициды, а продал их соседу», – объяснял он. Поэтому, создавая собственную программу контроля за сельхозбизнесом, Миновалов учитывал и эти особенности российского менталитета.

У «Степи» есть подобный опыт: для управления фермами и стадом группа с 2009 г. использует систему AfiFarm, созданную специально для нее израильской Afimilk. В 97% случаев платформа выдает оптимальные решения, уверяет Недужко.

Разрабатывая собственную систему, компания рискует не получить ожидаемого результата, возражает директор по развитию ExactFarming (программа для управления фермерским хозяйством) Егор Заикин. Так, у клиентов ExactFarming прибыль с гектара увеличивается на 10–15% за сельхозсезон. На рынке многие предлагают подобные решения, но, как правило, они работают исключительно информативно, замечает Фредерик Пус, руководитель сельхознаправления Sucden в России (один из крупнейших производителей сахара). Мониторинг полей эффективен, если помимо сбора и анализа данных есть возможность принятия решений на их основе, соглашается представитель ГК «Агротерра» Виктория Рындина.

Агрохолдинг «Степь» надеется с помощью цифровых технологий снизить расходы на топливо и удобрения
Агрохолдинг «Степь» надеется с помощью цифровых технологий снизить расходы на топливо и удобрения

Сколько стоит

Инвестиции Недужко не уточнил. Расходы на внедрение и разработку оцениваются примерно в $500 000, знает человек, близкий к «Степи». Сюда, по его словам, войдут разработка системы, адаптация существующих программных решений под задачи «Степи», синхронизация действующих программ агрохолдинга, обучение персонала. Также предполагается участие в разработке непосредственно двух департаментов агрохолдинга, добавил источник. Создание готовой системы под ключ стоит несколько миллионов долларов, говорит Заикин. За $500 000 можно создать хранилище данных с возможностью получения некоторых отчетов, считает топ-менеджер крупного разработчика ПО на заказ.

Как работают другие

Рынок ПО для управления сельхозпредприятием пока недостаточно развит – в России всего 4–5 сравнительно крупных компаний, с которыми сотрудничают не более 20% фермеров, знает Заикин. При этом большинство из них продолжает одновременно пользоваться разными системами. Например, российское подразделение Sucden четвертый год использует для мониторинга техники и контроля топлива программные решения компании «Виалон», говорит Пус. В результате, по его словам, расход топлива снизился примерно на 20%, а также сократился расход средств защиты и удобрений. Компания также тестировала систему спутникового мониторинга Cropio. «Агротерра», со слов Рындиной, также для сбора и обработки спутниковой информации использует Cropio, для агрохимического обследования почвы и сбора информации о свойствах полей, состоянии посевов, настройках техники применяются собственные и адаптированные решения, для оперативного принятия решений компания развивает единый информационно-аналитический центр, используя SAS, перечисляет она.

Сейчас Sucden, по словам Пуса, ищет одну систему, которая позволила бы принимать решения в нужное время.