«Газпром нефть» может скорректировать стратегию из-за сделки ОПЕК+

Компания может не успеть к 2020 году увеличить добычу до 100 млн т нефти в год
На каких именно месторождениях может быть приостановлен или замедлится рост, в отчете не говорится
На каких именно месторождениях может быть приостановлен или замедлится рост, в отчете не говорится / «Газпром нефть»

«Газпром нефть» может не выполнить все параметры стратегии на 2013–2020 гг. из-за сделки ОПЕК+, следует из отчета компании по РСБУ за I квартал 2018 г. Через два года «Газпром нефть» рассчитывала добывать 100 млн т нефтяного эквивалента в год. Такой уровень добычи прогнозировался как минимум на пять лет – до 2025 г.

Теперь же из-за соглашения об ограничении добычи нефти эти планы, возможно, придется отложить на год или два, указывает компания. Не исключен сценарий, что «Газпром нефть» достигнет целевых уровней в 2021−2022 гг. Но при этом стратегическая цель по поддержанию уровня добычи не ниже 100 млн т н. э. до 2025 г. остается актуальной и достижимой, написано в отчете.

В прошлом году «Газпром нефть» увеличила добычу сырья на 4% до 89,75 млн т н. э. В 2019 г. компания планировала добыть 95 млн т н. э.

В 2014–2015 гг. добыча «Газпром нефти» стремительно росла, как и капитальные затраты, последние достигли пика в 2016 г. и начали снижаться, следует из презентаций компании.

На каких именно месторождениях может приостановиться или замедлиться рост добычи, в отчете не уточняется. Представитель «Газпром нефти» не ответил на вопросы «Ведомостей». А собеседник, близкий к компании, рассказал, что «Газпром нефть» уже ограничивает добычу на части зрелых месторождений для исполнения договоренностей по сделке ОПЕК+ и может продолжить такую практику. Конкретные месторождения он не назвал.

За 2017 г. наибольшее падение добычи случилось на «Ноябрьскнефтегазе» (на 11,5% до 12,2 млн т), на совместном предприятии с «Новатэком» – «Нортгазе» (на 26,9% до 0,38 млн т нефтяного эквивалента), а также на «Томскнефти» (на 4,2% до 4,58 млн т). Запущенные в 2015–2016 гг. новые месторождения Новый порт, Приразломное и Мессояха увеличили добычу и суммарно принесли компании дополнительные 4,75 млн т за прошлый год. «В 2018 г. планируемая добыча на проекте «Новый порт» составит около 6,8 млн т, на Мессояхе – 4,3 млн т (в 100%-ной доле проекта) и на Приразломном – 3,6 млн т», – отмечается в проекте годового отчета, пишет «Интерфакс».

Еще 17 млн т на пике добычи «Газпром нефти» могут принести текущие геологоразведочные и полученные от «Газпрома» проекты «Аяшский» (6 млн т), «Северо-Самбургский» (1 млн т), «Толедо» (3 млн т), «Западно-Зимний» (2 млн т) и др. Сколько компания может потратить на это, не уточняется, однако на дне инвестора в Лондоне «Газпром нефть» в начале года отмечала, что инвестиции компании останутся на уровне прошлого года.

Сейчас у «Газпром нефти» другие приоритеты – совет директоров компании рекомендовал акционерам одобрить выплату рекордных в истории компании дивидендов. За прошлый год он предлагает выплатить 71,1 млрд руб. – это 28% чистой прибыли за год и на 40% больше выплаты за 2016 г.

Нынешняя стратегия «Газпром нефти» была принята в 2013 г. Тогда цены на нефть были выше и конъюнктура была более благоприятной, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но даже если компании не удастся выйти на полку добычи в 100 млн т в год к 2020 г., ничего страшного не произойдет. Ведь эффект от сделки ОПЕК+ с лихвой покрывает недополученную прибыль от ограничения добычи сырья, говорит эксперт. Среднегодовые темпы роста добычи у «Газпром нефти» с 2011 по 2015 г. были выше 8% в год, следует из документов. За 2016–2017 гг. они снизились до 4%. Для сравнения: добыча «Лукойла» за минувший год снизилась, а у «Роснефти» выросла за счет объединения с «Башнефтью» и развития купленных у ННК месторождений.

Сделка ОПЕК+ действует с января 2017 г. Ее участники обязались снизить добычу на 1,8 млн барр. в сутки (из них Россия – на 300 000 барр. в сутки). Сделка уже повлияла и на крупнейшую нефтяную компанию России, «Роснефть», – она допустила возможность отложить запуск Русского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе, а также Юрубчено-Тохомского месторождения в Красноярском крае. Новые проекты для российских нефтяников, как правило, подпадают под налоговые льготы, что делает их существенно более рентабельными, чем зрелые месторождения, напоминает аналитик «Атона» Александр Корнилов.

На каких именно месторождениях может быть приостановлен или замедлится рост, в отчете не говорится