Китай переманивает летчиков со всего мира

Пилоты авиалайнеров могут зарабатывать там в 2–4 раза больше, чем на Западе
Почти половина из 5053 китайских пилотов-стажеров в 2017 г. готовились за рубежом
Почти половина из 5053 китайских пилотов-стажеров в 2017 г. готовились за рубежом / Kin Cheung / AP

Из-за растущего спроса на авиаперелеты китайские компании активно нанимают иностранных пилотов и инвестируют в летные школы за границей. Это увеличивает нехватку летчиков, с которой авиаперевозчики уже столкнулись в других регионах.

Китайский авиабум

В прошлом году, по данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), китайский рынок авиаперевозок вырос на 13% до 549 млн пассажиров; это вдвое больше, чем в 2010 г. Рост вызван увеличением численности среднего класса, расширением маршрутов китайских авиакомпаний и тем, что другие страны в попытке привлечь китайских туристов смягчают требования для получения ими визы. По прогнозам Международной ассоциаций воздушного транспорта (IATA), к 2022 г. Китай обгонит США и станет крупнейшим в мире рынком авиаперевозок. По оценкам Boeing, стране к 2035 г. потребуется 110 000 новых пилотов, а ее авиакомпании в ближайшие два десятилетия приобретут 7000 новых пассажирских самолетов.

«Рост китайской авиации является беспрецедентным на нашей памяти и, возможно, в истории, – утверждает юрист из Гонконга Пол Джебели, специализирующийся на отрасли. – Число заказанных самолетов превышает число имеющихся пилотов».

Но нехватка пилотов приводит к отмене полетов и угрожает прибыли авиакомпаний и развитию отрасли во всем мире. Например, Ryanair в сентябре отменила 20 000 рейсов из-за проблем с дефицитом пилотов и чрезмерной загруженности работающих летчиков. Из-за этого лоукостеру также пришлось признать профсоюзы и согласиться на их условия оплаты труда, из-за чего его расходы увеличатся на 100 млн в год, начиная с 2019 г. Emirates также была вынуждена отменить в мае ряд рейсов из-за нехватки примерно 125 пилотов. Как отметил гендиректор Emirates Тим Кларк, китайские авиаперевозчики предлагают пилотам очень щедрые условия, чтобы они перебрались в Шанхай или Пекин.

По словам экспертов, нехватка пилотов вызвана увеличением спроса на авиаперевозки на фоне расширения бизнеса лоукостеров в последние десятилетия. Некоторые также утверждают, что это совпало со снижением престижа и зарплат пилотов по сравнению с другими отраслями и увеличением стоимости их подготовки в западных странах.

Условия в Китае

Количество работающих в Китае пилотов и вторых пилотов почти удвоилось в 2011-2017 гг. В последние месяцы основные авиаперевозчики страны – China Eastern, Air China, China Southern и Hainan Airlines – стали активнее нанимать летчиков и готовить новых пилотов за границей.

«Китайские авиакомпании резко повысили зарплаты», – говорит президент WASINC International Дэйв Росс, чья компания помогает им нанимать пилотов за границей. По словам Росса, пилоты из Латинской Америки и некоторых стран Европы могут в Китае зарабатывать в четыре раза больше. Как он отмечает, за последние 10 лет в стране размер начальных зарплат, предлагаемых иностранным пилотам и не облагаемых налогом, вырос с $10 000 до $26 000 в месяц.

«Некоторые китайские авиакомпании предлагают необлагаемые налогом зарплаты, которые могут вдвое превышать предложения западных компаний», – говорит Мюррэй Батт, президент Австралийской и Международной ассоциации пилотов (AIPA).

Инвестиции в летные школы

Китайские авиакомпании также оплачивают кадетские программы для пилотов и стараются увеличить количество местных летчиков. Но в Китае только 22 летные школы, и из-за ограничений на использование воздушного пространства компаниям приходится все чаще сотрудничать с иностранными школами. Почти половина из 5053 китайских пилотов-стажеров в 2017 г. готовились за рубежом, и это становится выгодным бизнесом для летных школ в США, Канаде и Австралии. «Китайские компании активно приобретают летные школы от Австралии и США до Филиппин и Канады, – утверждает Джебели. – Многие владельцы летных школ с радостью продают их со значительной надбавкой».

Например, в 2014 г. China Eastern выкупила 50% австралийского подразделения летной школы CAE Oxford. В этом году компания обучает там 150 пилотов и планирует удвоить их количество после того, как вложила $50 млн в строящиеся там сейчас объекты. «Сейчас китайцы составляют почти половину наших студентов. Это означает, что мы можем инвестировать в самолеты и объекты, которые вы тут видите», – отмечает генеральный менеджер CAE Oxford Майк Дринколл. Всего у CAE Oxford более 50 летных школ по всему миру.

Приток обучающихся из Китая в летные школы Австралии совпал со снижением на 25% числа местных стажеров, получающих лицензии пилотов гражданской авиации. Это беспокоит австралийских авиаперевозчиков. «Пилотов не хватает повсюду. Нам повезло, потому что мы находимся в верхней части пищевой цепочки, – говорит гендиректор Qantas Алан Джойс. – Но нас беспокоит, что приходится нанимать пилотов из военной и малой авиации. Мы не можем продолжать делать это, иначе экосистема не выдержит».

Поэтому Qantas планирует открыть крупнейшую летную школу в Австралии в 2019 г. и готовить там до 500 пилотов в год. Там будут обучаться не только австралийцы, но и иностранцы, в том числе китайцы, так как Qantas хочет извлечь выгоду на самом быстрорастущем рынке в мире. «Учитывая известность нашего бренда, это само по себе может стать хорошим бизнесом», – утверждает Джойс.

Перевел Алексей Невельский