Санкции США против Ирана могут вызвать рост цен на нефть
Он остановится, если прекратит действовать соглашение ОПЕК и не-ОПЕКВ среду, 9 мая, цена барреля нефти марки Brent впервые с ноября 2014 г. превысила $77. Цена растет, потому что весьма вероятным стало введение США санкций против Ирана: президент Дональд Трамп объявил, что США выходят из соглашения об иранской ядерной программе.
В 2012 г. США и ЕС обвинили Иран в разработке ядерного оружия и ввели против него санкции, в том числе запрет экспорта иранской нефти. Ограничение было снято в январе 2016 г., когда Европа и США обязали Иран отказаться от военной ядерной программы.
Иран – член Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК, треть добычи в мире) и третий по добыче (3,8 млн т в сутки) среди стран ОПЕК после Саудовской Аравии и Ирака. Иран участвует в соглашении стран ОПЕК и не-ОПЕК об ограничении добычи, но ему разрешено ее не сокращать. Соглашение заключено в ноябре 2016 г., его участники договорились сдерживать добычу до конца 2018 г., чтобы снизить предложение нефти на 1,8 млн баррелей в сутки. В этом году ОПЕК ожидает роста мирового спроса на нефть до 98,7 млн баррелей в сутки против 97,07 млн баррелей в 2017 г. В апреле Иран экспортировал 2,6 млн баррелей в сутки – рекорд с момента снятия эмбарго, пишет Reuters. Иран – пятый экспортер нефти в мире, санкции могут иметь последствия для рынка, предупредило Международное энергетическое агентство.
Крупнейшие покупатели иранской нефти – Китай и Индия, США нефть у Ирана по-прежнему не покупают, знает аналитик «Атона» Александр Корнилов. По данным Bloomberg, ЕС покупает четверть всей иранской нефти. Маловероятно, что эмбарго на импорт иранской нефти получит такую же поддержку европейцев, как несколько лет назад, считает Корнилов: с тех пор европейские компании сделали миллиардные инвестиции в экономику Ирана.
«Иран – не Сирия и не Ливия, это ведущий игрок на рынке нефти. Санкции могут поднять цены до $80–90 за баррель», – полагает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.
После снятия санкций в 2016 г. Тегеран увеличил добычу на 1 млн баррелей нефти в сутки, сейчас это количество находится в зоне риска, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко, но добыча не упадет мгновенно, санкции вводятся постепенно. Но и постепенное сокращение предложения иранской нефти – шок для рынка, отмечает Корнилов: «Вероятен резкий взлет котировок – существенно выше $80 за баррель».
Далее реакция рынка будет определяться действиями других стран ОПЕК – пересмотрят ли они политику ограничений на добычу, продолжает Корнилов. Важно и кто займет нишу Ирана – в прошлый раз это была Саудовская Аравия.
В случае введения санкций соглашение стран ОПЕК и не-ОПЕК будет действовать до окончания его срока – до конца 2018 г., уверены Корнилов и аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Нефтяникам важна стабильность, они скорее всего будут показывать, что выполняют соглашение на 100%», – полагает Полищук. Но Иран не поддержит продление соглашения на 2019 г., считает Маринченко.
Чистыми бенефициарами станут американские сланцевики – у них наступит очередной ренессанс, который даст новый рекорд добычи, говорит Корнилов. По данным Управления энергетической безо-пасности США на 27 апреля, добыча нефти в США составила 10,57 млн баррелей в сутки.
Опыт предыдущего эмбарго показал, что Иран умеет найти способы экспортировать нефть – в страны третьего мира, напоминает Корнилов. С рынка может уйти меньше иранской нефти, опыт есть, согласен Полищук, а дата введения санкций может совпасть с истечением соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК.
Санкции сделают менее вероятным продление соглашения: риск снижения добычи в Иране может привести к дефициту нефти, предупреждает Маринченко, есть и другой сценарий: после снятия ограничений по соглашению его участники вернутся к политике открытого крана и цены упадут.
После заявления Трампа ЕБРР повысил прогноз цены на нефть в 2018–2019 гг. на $5–10 до $75–80, но предупредил, что потом она снова снизится до $55, передает «РИА Новости» мнение главного экономиста банка Сергея Гуриева.