Санкции США против UC Rusal ударили по американским предприятиям
Проблемы ощутили самые разные компании – от производителей банок до Whirlpool, Boeing и FordСанкции США против UC Rusal, второго по величине в мире производителя алюминия, спровоцировали кризисные явления на рынке этого металла. Покупатели алюминия откладывают и отменяют заказы или не используют уже поставленный металл из-за боязни нарушить ограничения Вашингтона. Спровоцированная санкциями волатильность цен на алюминий может негативно отразиться на прибылях компаний, использующих его для производства различных товаров – от пивных банок до самолетов.
Участники рынка утверждают, что не помнят ничего подобного. По словам президента Aluminum Extruders Council Джеффа Хендерсона, представляющего интересы использующих алюминий производителей, в первые дни после объявления санкций 6 апреля он получил множество звонков. «Последствия [санкций] шокировали и напугали отрасль», – говорит он.
В середине апреля трехмесячные фьючерсы на алюминий подорожали на Лондонской бирже металлов (LME) до максимума за 6,5 г. А волатильность цен оказалась в апреле самой большой с 1997 г. (самые ранние из доступных данных), показало исследование WSJ Market Data Group.
Ценовые скачки угрожают подорвать маржу крупных производителей, которые и так уже обеспокоены ростом расходов в результате подорожания топлива. Непредсказуемость цен на алюминий также увеличивает опасения ускорения инфляции, что даст Федеральной резервной системе США дополнительный повод повысить процентные ставки. Это тоже может осложнить жизнь ряду компаний. Кроме того, санкции совпали с торговым конфликтом между США и остальными странами и введением Вашингтоном пошлин на импорт стали и алюминия. Если цены останутся высокими, компании могут переложить издержки на потребителей.
За две недели после введения санкций цена алюминия выросла на 35%, достигая в ходе торгов примерно $2700 за т. Но затем цены снизились после того, как министерство финансов США предложило Олегу Дерипаске снизить долю в UC Rusal ради освобождения компании от санкций. Некоторые трейдеры также делают ставку на то, что США смягчат позицию, потому что европейские компании отметили важность работы с UC Rusal для своих операций. Но алюминий по-прежнему на 17% дороже, чем до санкций, поскольку нет очевидных покупателей на долю Дерипаски, а Вашингтон будет тщательно проверять любую сделку, чтобы убедиться в реальной передаче контроля.
По данным Ассоциации производителей алюминия, Россия, прежде всего UC Rusal, удовлетворила около 12% спроса США на металл в 2017 г. По прогнозам аналитиков, поставки UC Rusal за границу сократятся вдвое в ближайшие полгода, поскольку покупатели будут искать альтернативных поставщиков до того, как 23 октября 2018 г. истечет крайний срок прекращения сотрудничества с компанией.
Получатели алюминия UC Rusal в таких американских портах, как Балтимор и Хьюстон, не забирают доставленный металл, боясь нарушить санкции, говорит основатель консалтинговой фирмы Harbor Aluminum Intelligence Хорхе Васкес. Президент калифорнийской Merit Aluminum Майк Раппорт, услышав про санкции, сначала просто пожал плечами, но потом начался вал звонков от компаний, у которых он закупает алюминий: «Они были в панике. Это был сущий дурдом». В результате они отменили поставки, из-за чего Раппорт рискует не выполнить заказы своих клиентов. Merit производит из алюминия оконные рамы и комплектующие для автомобилей. Теперь Раппорт думает отменить запланированное расширение завода.
Руководители крупнейших транснациональных компаний обеспокоены также тем, что сбои в поставках могут негативно отразиться на их результатах. В последние недели Boeing, Ford Motor и Caterpillar назвали рост расходов на металлы потенциальным негативным фактором. Котировки акций промышленных компаний из индекса S&P 500 снижались девять из 12 последних торговых сессий. С начала февраля их подындекс снизился на 9,6%, тогда как весь индекс S&P 500 – на 5,7%.
В частности, акции Whirpool подешевели на 18% с январского пика. Хотя производитель бытовой техники и получил выгоду от налоговой реформы в США и введения пошлин на импорт стиральных машин, его руководители не стали повышать прогноз годовой прибыли из-за волатильности цен на сталь и алюминий. «Сырье имеет довольно большое значение для всего нашего глобального бизнеса. Это основная причина того, что мы по-прежнему видим [риски для нашего бизнеса]», - сказал в апреле аналитикам гендиректор Whirlpool Марк Битцер.
Перевел Алексей Невельский