Производители сланцевой нефти вышли на самоокупаемость

Лидеры отрасли наконец могут вести добычу на собственные средства
<br>Чтобы продолжать работать, сланцевые добытчики в 2008–2017 гг. привлекли $293 млрд от эмиссии облигаций

Чтобы продолжать работать, сланцевые добытчики в 2008–2017 гг. привлекли $293 млрд от эмиссии облигаций
/ Brennan Linsley / AP

Сланцевая революция в США началась около 10 лет назад, но до сих пор компаниям постоянно требовалось внешнее финансирование, чтобы продолжать бурить новые скважины и добывать нефть. Теперь благодаря восстановлению цен на нее лидеры отрасли впервые способны зарабатывать достаточно средств, чтобы самостоятельно покрывать расходы.

Ведущие производители сланцевой нефти, которые в последнем квартале 2017 г. едва покрывали капитальные затраты за счет средств от операционной деятельности, теперь генерируют значительный свободный денежный поток, согласно Wood Mackenzie. «Это довольно неожиданная удача для многих из этих компаний», – утверждает Эндрю Макконн из Wood Mackenzie. По его оценкам, крупные производители сланцевой нефти в США могут генерировать свободный денежный поток при цене на нефть около $53 за баррель.

В пятницу к 15.30 мск американская нефть WTI стоила около $68 за баррель.

Хотя нефть и дорожает с июня 2017 г., это не приводило к повышение котировок акций американских нефтяников. Лишь в апреле они начали расти, так как переход на самоокупаемость устранил одну из ключевых причин беспокойства инвесторов. Акции EOG Resources и Continental Resources подорожали на 11% с начала апреля, а Pioneer Natural Resources – на 17%.

С тех пор как в США началось бурение тестовых скважин для добычи сланцевой нефти в 2008–2009 гг., капитальные затраты компаний превышали доходы от их операций. Они продолжали работать только благодаря привлечению финансирования от продажи акций и облигаций и банковским кредитам. По данным Dealogic, они привлекли $293 млрд от эмиссии бондов в 2008–2017 гг.

Другим фактором стало постоянное совершенствование техник горизонтального бурения и гидроразрыва пласта, благодаря чему резко снизились издержки. Как отмечает председатель совета директоров Pioneer Natural Resources Скотт Шеффилд, производительность нефтяных скважин его компании выросла на 300% за последние четыре года, за счет чего она теперь может получать прибыль при более низких ценах на нефть. «В 2014 г. безубыточность на месторождении Permian Basin достигалась, вероятно, при $55 или $60 за баррель, – заявил Шеффилд на недавней конференции Columbia Global Energy Summit. – Я никогда бы не подумал, что она снизится до чуть более $20. Но мы этого добились».

Некоторые инвесторы обеспокоены тем, что продолжающийся рост нефтедобычи в США снова вызовет избыток ее предложения на мировом рынке и приведет к обвалу цен, как в 2014 г. Но в последние месяцы многие разработчики сланцевых месторождений пообещали сосредоточиться на повышении прибыльности, а не увеличении добычи любой ценой. Некоторые компании объявили о повышении дивидендов и выкупе акций, в частности Anadarko Petroleum, Devon Energy и Hess. «Инвесторы приобретают больше уверенности в том, что добыча сланцевой нефти в США не выйдет из-под контроля», – говорит Трип Роджерс из фирмы BP Capital Fund Advisors, специализирующейся на инвестициях в энергетику.

Кроме того, растут угрозы срыва поставок нефти на мировой рынок, например, из-за экономического кризиса в Венесуэле. «Многие инвесторы до сих пор напуганы из-за обвала цен на нефть в 2014–2015 гг. Но они начинают преодолевать свой страх и снова смотрят на фундаментальные факторы, которые способствуют росту цен», – утверждает Макс Гохман из Pacific Life Fund Advisors.

Перевел Алексей Невельский