«АвтоВАЗ» получил первую квартальную прибыль с 2016 года
Рецепт успеха: поддержка со стороны государства и акционеров, а также рост спросаАвтоВАЗ» снова прибылен: 609 млн руб. чистой прибыли по МСФО в I квартале. Помогла поддержка акционеров и государства, а также рост спроса.
По итогам I квартала 2018 г. «АвтоВАЗ» получил 609 млн руб. чистой прибыли по МСФО против 2,8 млрд руб. убытка годом ранее (отчет компании опубликован 26 апреля). Выручка выросла на 40,8% до 64,8 млрд руб.
Это первая прибыль с тех пор, как компания начала публиковать квартальную отчетность в 2016 г. Последним прибыльным годом для «АвтоВАЗа» был 2012-й, когда компания заработала 29,2 млрд руб.
Как «АвтоВАЗ» выбирался из убытков
В последние годы, после рекордного убытка в 2015 г. (почти 74 млрд руб.), «АвтоВАЗ» неуклонно улучшает финансовые показатели. В 2017 г. концерн сократил чистый убыток по МСФО в 4,6 раза до 9,7 млрд руб. и впервые за пять лет получил операционную прибыль.
Улучшить результат «АвтоВАЗу» помогла программа рекапитализации стоимостью более 107 млрд руб., которую проводят основные акционеры – Renault и госкорпорация «Ростех» (контролируют 83,5% «АвтоВАЗа»), объясняет компания. Часть средств идет на погашение долга. Чистый долг «АвтоВАЗа» по итогам первых трех месяцев 2018 г. сократился на 15% до 72 млрд руб., подсчитал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Во II квартале проявится уже полный эффект от завершившейся в апреле конвертации долга «АвтоВАЗа» перед «Ростехом» и Renault на общую сумму более 61 млрд руб.
Кроме того, выросли продажи компании на основном, российском, рынке. В I квартале они прибавили 29% до 79 114 автомобилей, доля марки увеличилась на 1 п. п. до 20,1%. Сказалась «растущая популярность моделей Lada нового поколения – Vesta Sedan, SW, SW Cross, а также эффективные меры государственной поддержки», говорится в сообщении «АвтоВАЗа». Господдержка помогает компании и развивать экспорт: в I квартале он вырос на 25,1% до 7861 машины.
Впереди непростой год
Но не все так радужно, предупреждает президент «АвтоВАЗа», старший вице-президент Renault и руководитель региона Евразия Николя Мор: в течение 2018 г. на результаты «АвтоВАЗа» могут повлиять апрельские скачки курса рубля (его слова приводятся в сообщении автопроизводителя). «Мы намерены сохранять самый высокий в российской автомобильной отрасли уровень локализации (86%), продолжать работу над оптимизацией как переменных, так и фиксированных затрат и развивать продуктовый портфель Lada для того, чтобы преодолеть эти трудности», – отмечает Мор.
Валютные риски у «АвтоВАЗа» высоки, соглашается Беспалов: у новых моделей (прежде всего, семейства Vesta), которые генерируют основной спрос, локализация ниже, чем в среднем по автомобилям Lada. Из-за курсовых скачков «АвтоВАЗ» собирается с 1 мая поднять рекомендуемые розничные цены на все свои автомобили на 1-2%, говорил его представитель.
Текущий год будет для «АвтоВАЗа» насыщенным. В июне Мора на посту президента концерна сменит Ив Каракатзанис (сейчас гендиректор Renault в Румынии, президент и гендиректор Automobile Dacia), сообщали основные акционеры «АвтоВАЗа». В сентябре акции «АвтоВАЗа», принадлежащие СП «Ростеха» и Renault, Alliance Rostec Auto B.V., могут сменить юрисдикцию на Россию, а само СП упразднено, говорили источники «Ведомостей». А к октябрю завершится программа рекапитализации «АвтоВАЗа». На этом этапе «Ростех» простит «АвтоВАЗу» 20 млрд руб. долга, что позволит концерну сократить чистый долг до приемлемого уровня – около 7 млрд руб.
Выйти на годовую чистую прибыль компания хочет в течение трех лет, говорил Мор в марте в интервью «Ведомостям». Если тенденции сохранятся и не будет новых потрясений, то компания может получить чистую прибыль уже по итогам 2018 г., считает Беспалов.