Санкции против UC Rusal ударили по мировому рынку глинозема

Под угрозой оказалась даже работа ирландского завода компании
<br>Rio Tinto заявила в пятницу, что объявляет форс-мажор по контракту, включающему 20%-ную долю UC Rusal в австралийском глиноземном заводе Queensland Alumina Limited (на фото)

Rio Tinto заявила в пятницу, что объявляет форс-мажор по контракту, включающему 20%-ную долю UC Rusal в австралийском глиноземном заводе Queensland Alumina Limited (на фото)
/ EP

После введения Соединенными Штатами санкции против UC Rusal основное внимание было приковано к рынку алюминия, где российская компания является вторым по величине мировым производителем (3,76 млн т в 2016 г.). Но их воздействие на рынок глинозема, используемого в производстве алюминия, оказалось еще сильнее, пишет Financial Times (FT). Цены на некоторые поставки глинозема выросли почти на 30% (алюминий подорожал на 13%), а судьба крупного завода UC Rusal в Ирландии оказалась под вопросом.

UC Rusal поставляет около 7% глинозема в мире, отмечает FT, имеет заводы в Ирландии (крупнейший в Европе), на Ямайке и 20% в австралийском глиноземном комбинате QAL компании Rio Tinto. В прошлом году она заработала на продаже глинозема $1 млрд. В отличие от алюминия, рынок глинозема и до объявления санкций США испытывал дефицит предложения. В феврале власти Бразилии приказали компании Norsk Hydro вдвое уменьшить производство на крупнейшем в мире глиноземном комбинате Alunorte из-за обвинений в загрязнении питьевой воды.

«Глинозем заканчивается»

В результате за последний месяц глинозем подорожал примерно на 27%. По данным Metal Bulletin, цены на него достигли около $475/т. Но два трейдера сообщили FT, что стоимость минимум одной из поставок в четверг подскочила до $601/т. В пятницу, по оценке Metal Bulletin, цены достигли восьмилетнего максимума в $556/т. «Глинозем скупают панически, за него идет борьба», – сказал FT один из трейдеров, предупредив о вероятности дальнейшего роста цен. «Глинозем у людей заканчивается», – подтвердил второй.

Глинозем – самый дорогостоящий компонент в производстве алюминия, поэтому рост цен на него должен отразиться и на стоимости металла, который и так уже подорожал. В пятницу днем цена алюминия на Лондонской бирже металлов превышала $2320/т, находясь на самом высоком уровне с 2012 г.

В пятницу же британо-австралийская Rio Tinto, одна из крупнейших горно-металлургических компаний мира, сообщила, что из-за санкций объявляет форс-мажор по ряду контрактов с UC Rusal. «Компания работает с клиентами, чтобы свести к минимуму любые перебои в поставках», – говорится в сообщении Rio Tinto, которая в 2016 г. произвела 3,7 млн т алюминия. В частности, она пересмотрит как раз контракт, включающий 20%-ную долю UC Rusal в глиноземном заводе QAL, и контракты на покупку у нее глинозема для плавильных мощностей Rio Tinto во Франции и Исландии.

Санкции докатились до Ирландии

Завод UC Rusal неподалеку от ирландского города Лимерик, который поставляет глинозем на европейские алюминиевые заводы, пока работает на полную мощность, пишет FT. Но на этой неделе компания проинформировала 450 местных сотрудников, что она находится под санкциями США. Пока неизвестно, как они отразятся на работе завода, но главный вопрос – не нарушатся ли поставки бокситов. Их основной поставщик – Rio Tinto, которая в пятницу заявила, что объявляет форс-мажор также и по контрактам на поставку на ирландский завод бокситов (бокситная руда – сырье для получение глинозема).

Китай в выигрыше

Экспорт алюминия из Китая в I квартале достиг рекордных 1,27 млн т согласно таможенным данным; это на 20% больше, чем в аналогичный период 2017 г. Аналитики прогнозируют, что китайские производители теперь еще и могут извлечь выгоду из санкций США против UC Rusal, компенсировав сокращение российских поставок, пишет Financial Times. Главным бенефициаром санкций аналитики Morgan Stanley считают госкомпанию Aluminium Corp. of China (Chalco): каждый 1% роста цены алюминия будет увеличивать ее прибыль на 7,2%. Акции Chalco после 6 апреля, когда США обнародовали санкции, выросли на 12%, а цена алюминия – на 13% (это может стать рекордным недельным ростом). Если после введения Дональдом Трампом пошлин на импорт алюминия «Китай увеличит его экспорт в США, чтобы заместить поставки Rusal, будет забавно, не так ли?» - написали в отчете аналитики Investec.

Правительство Ирландии видит в санкциях «серьезную» угрозу этому бизнесу и заявило, что «тесно сотрудничает» с UC Rusal, чтобы оценить последствия санкций. Руководство завода не ответило на звонки FT и не делало публичных заявлений по поводу санкций.

По словам Рэя Митчелла из профсоюза Siptu, руководители общались с работниками и хотят, чтобы завод работал на полную мощность. «Ситуация может стать нестабильной. Но пока, кажется, все в порядке. Похоже, что моральное состояние [сотрудников] такое же, как и в обычные дни», – говорил FT представитель профсоюза Connect Алан Дуглас до объявления Rio Tinto. Однако ее отказ работать с UC Rusal означает, что последней «будет трудно обеспечить продолжение работы завода», считает Джастин Хьюз, руководитель отдела алюминиевых материалов в консалтинговой компании CRU. «Они [UC Rusal] зажаты санкциями и на входе, и на выходе», то есть проблемы возникли и с получением сырья для производства алюминия, и с реализацией готовой продукции, считает Хьюз.

Завод работает уже 35 лет и стал настолько ярким примером успеха ирландской политики внутренних инвестиций, что даже упоминается в школьной программе. UC Rusal приобрела его у швейцарского сырьевого трейдера Glencore в 2006 г. Теперь местные власти опасаются, что санкции нанесут урон заводу, который платит зарплаты примерно на 50 млн евро в год. «Он определенно помог выжить многим нашим деревням и небольшим городам», – утверждает Кевин Шихэн, член городского совета Аскитона, ближайшего к заводу городка.

«Когда люди видят все эти политические новости о России и США, они не связывают их с такими небольшими местами, как Лимерик, – отмечает руководитель городской торговой палаты Джеймс Ринг. – Но реальность такова, что за этими политическими решениями скрываются жизни настоящих людей, которые могут пострадать».