Потанин отказался от «русской рулетки» для решения акционерного конфликта в «Норникеле»
Однако признал, что он и Олег Дерипаска видят будущее компании по-разномуБизнесмен Владимир Потанин выступил против разрешения акционерного конфликта в «Норникеле» с помощью механизма «русской рулетки». Об этом он заявил газете Financial Times. Потанин назвал конфликт между основными совладельцами «Норникеля» «глупым». По его словам, он отклонил предложение о проведении рулетки.
«Судьба такой компании, как «Норникель», имеет большое значение для экономики страны, она не должна решаться игрой в рулетку», - сказал Потанин. «Это будет обидно для людей, работающих в компании. Политически, экономически, финансово... это неприемлемый способ разрешения сложившейся ситуации», - добавил он.
Конфликт в «Норникеле» между основными совладельцами «Норникеля» – UC Rusal и президентом «Норникеля» Владимиром Потаниным (структуры «Интерроса» контролируют 32,9% «Норникеля») разгорелся в начале 2018 г. Его причиной стало желание одного из акционеров «Норникеля» - Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова продать часть принадлежащего ему пакета (4% из 6,2%). Предложение о выкупе доли первой направила одна из структур Потанина. Crispian по соглашению акционеров предложила этот пакет и UC Rusal на тех же условиях.
Если будет запущена «русская рулетка», то компании Дерипаски или Потанина могут предложить друг другу продать акции «Норникеля» по средневзвешенной за полгода цене с 20%-ной премией (сейчас стоимость 27,8%-ного пакета из этого расчета - около $10 млрд). Сторона, получившая предложение, может принять его, предложить инициатору рулетки продать свой пакет за ту же цену или поднять цену. В последнем случае инициатор дуэли должен купить долю по новой цене либо продать свой пакет. Санкции США фактически остановили акционерный конфликт в «Норникеле».
Как отмечает FT, Потанин дал комментари до того, как США ввели санкции против Дерипаски и подконтрольной ему UC Rusal, владеющей 27,8% акций «Норникеля».
Конфликт Потанина и Дерипаски касается стратегии и управления «Норникелем». Бизнесмены не могут решить, что лучше - финансировать новые инвестпроекты на фоне нестабильной ситуации на металлургическом рынке или платить дивиденды.
По словам Потанина, он считает необходимым увеличить капитальные затраты компании, Дерипаска же хочет получить высокие дивиденды. «Мы определенно видим мир по-другому... Акционеры хотят получить больше дивидендов. Менеджеры хотят больше капиталовложений. Причиной конфликта стало то, что эта разница слишком велика. Дивиденды, которые он (Дерипаска. - Ред.) хочет получить, слишком высоки», - пояснил Потанин.
«Он (Дерипаска. - Ред.) нуждается в деньгах для развития своих активов», - сказал Потанин, отметив, что, в свою очередь, он тратит дивиденды на покупку акций «Норникеля». «Я верю в компанию. В этом разница: я не хочу кормить его систему», - уточнил он.
Представитель UC Rusal сообщил FT, что дивидендная политика компании «является неотъемлемой частью соглашения акционеров», одобренного Потаниным. «UC Rusal как акционер «Норникеля» может решать, каковы наиболее эффективные способы использования дивидендных доходов», - добавил представитель.
После того как в феврале 2018 г. структуры Потанина попытались выкупить 4% «Норникеля» у Crispian, UC Rusal усомнилась в соответствии сделки акционерному соглашению и подала в суд. В следующем месяце ожидается решение, отмечает издание.
«Суд касается того, имею ли я право выкупить акции Абрамовича и может ли он вообще их продать. Это было бы странно, поскольку общее мнение заключается в том, что людям разрешено продавать вещи», - пояснил Потанин.
«Как ситуация будет развиваться дальше, неясно: пока никаких переговоров между компаниями не ведется, и будут ли они, неизвестно», – говорил ранее «Ведомостям» источник, близкий к одному из акционеров «Норникеля». «Дерипаска не сможет собрать пул кредиторов, если вдруг решит выкупать долю Потанина», – прокомментировал ранее ситуацию партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. Американским компаниям запрещено иметь дело с фигурантами санкционного списка. А нерезиденты США могут сами оказаться под санкциями, если будут осуществлять финансовые операции с фигурантами списка.