Государство готово экстренно помочь попавшей под санкции UC Rusal
Кредиты на покрытие кассовых разрывов может предоставить Промсвязьбанк«В условиях, когда финансовые потоки иностранных банков перекрываются, доступ к финансовым ресурсам ограничивается. И здесь государство в лице банков может помочь временно такую ликвидность предоставить, если потребуется. У нас есть банковские институты, у нас есть Промсвязьбанк, который сейчас будет работать при правительстве» – такую идею спасения одного из крупнейших производителей алюминия в мире – UC Rusal 11 апреля выдвинул министр финансов Антон Силуанов.
Проблема UC Rusal уже обсуждалась на правительственном уровне, сказал «Ведомостям» федеральный чиновник. Но результатов обсуждения он не знает. «Вероятно, вопрос использования Промсвязьбанка будет серьезно рассматриваться, раз уж он создан для компаний, оказавшихся под санкциями», – говорит другой чиновник. «Но пока так вопрос не стоял и не рассматривался», – добавил он. Не исключено, что Промсвязьбанк заберет всю долговую нагрузку UC Rusal из российских банков, говорит аналитик Fitch Александр Данилов. Такая схема сейчас обсуждается по кредитам, которые банки выдали предприятиям ОПК, напоминает он, для этого и создался опорный банк ОПК, чтобы защитить другие банки от рисков санкций. Всего UC Rusal должна кредиторам $8,4 млрд, из которых 92% номинировано в долларах, при этом Сбербанку компания должна $4,2 млрд, (по этому кредиту заложено 26,6% акций «Норникеля»).
Помогать с краткосрочной ликвидностью компании нужно, денег у UC Rusal в ближайшее время будет действительно мало, говорят опрошенные «Ведомостями» юристы, аналитики крупных инвестбанков и бывший финансовый директор крупных металлургических производств. Математика проста: UC Rusal производит в среднем по 3,6–3,7 млн т алюминия в год. Себестоимость производства колеблется около $1500 за 1 т. Так что при выручке в $8–10 млрд компания тратит $6–7 млрд на закупки сырья, поддержание мощностей, зарплаты и выплату кредитов ($589 млн в прошлом году). В итоге чистая прибыль компании за прошлый год была $1,2 млрд. Но она может кратно сократиться после закрытия экспортных направлений, которые составляют более 80% продаж. Только на США приходится 14% отгрузок. После введения санкций с этим рынком придется распрощаться, указывает аналитик АКРА Максим Худалов.
Не ясно, сколько денег потеряла UC Rusal в момент введения санкций, рассуждает бывший сотрудник компании. Ведь UC Rusal нужно торговать, закупать сырье, продавать алюминий. Занимаются этим дочерние трейдинговые структуры, именно там генерируется основная выручка. Трейдинговых структур у UC Rusal шесть и лишь одна из них – «Торговый дом «Русал» – в России, остальные в США, Швейцарии и на острове Джерси, говорится в отчетности UC Rusal. Оборот через своих иностранных трейдеров компания не раскрывает, российская же принесла UC Rusal за 2016 г. 12,1 млрд руб. выручки. На счетах компании было 63,6 млрд руб. ($946 млн по среднему курсу на тот год). Санкции, по сути, ограничивают возможность компании получать доллары из-за рубежа, поставки до 5 мая идут, но деньги компания получает или в евро (если успевает договориться с партнерами), или не получает вовсе, рассуждает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный.
Так что проблем UC Rusal с краткосрочной ликвидностью не избежать, говорит бывший финансовый директор крупной металлургической компании.
Худалов замечает, что если найти новые рынки сбыта и наладить поступление оборотных средств UC Rusal в ближайшее время не удастся, то компании придется сокращать производство на некоторых предприятиях. Сначала этого можно достичь за счет сокращения мощности, подаваемой на электролизеры. Затем придется сокращать производство, говорит собеседник «Ведомостей», работающий с контрагентами UC Rusal. В первую очередь из-за возможного сокращения производства пострадают заводы, работающие на грани рентабельности, указывает он. Но для городов, где расположены заводы, это может обернуться социальной нестабильностью, продолжает собеседник «Ведомостей». Скорее всего, под удар попадут предприятия в европейской части России. Как правило, эти заводы являются градообразующими и найти работу в случае сокращения или закрытия металлургического производства будет непросто, рассуждает собеседник «Ведомостей».
Но проблемы UC Rusal грозят не только закрытием моногородов. Вполне возможно возникновение мирового дисбаланса на рынке спроса и предложения, говорят эксперты, опрошенные «Ведомостями». Переориентация мировых экспортных потоков в сторону американского рынка приведет к нехватке металла в других регионах, отмечает Худалов. Санкции уже сказались на рынке – алюминий за четыре дня подорожал на 11%. Премии за физические поставки металла уже выросли до $150 за 1 т и, по прогнозам АКРА, поднимутся до $200. «Американский рынок стал самым перспективным направлением поставок, даже несмотря на заградительные пошлины, – металл ему нужен здесь и сейчас», – говорит эксперт.