Крупнейшие торговые сети предупредили о возможном дефиците продуктов питания
Их производители не спешат подключаться к аналогу ЕГАИСОколо половины из 1500 поставщиков продукции животного происхождения не подтвердили крупнейшему российскому ритейлеру Х5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») готовность работать в системе электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) «Меркурий» или же вовсе ее не внедрили. Об этом сказано в сообщении X5. Похожие цифры и у ее основного конкурента, краснодарского «Магнита», только 50% его поставщиков зарегистрированы в системе, рассказал «Ведомостям» представитель этой торговой сети.
С 1 июля все производители животной продукции должны подключиться к системе «Меркурий» и перейти на электронный документооборот, т. е. оформлять в ней все ветеринарные сопроводительные документы. Сейчас такие документы в бумажном виде оформляют только производители сырья, по новым правилам это коснется и производителей готовых продуктов, включая молочную, мясную, рыбную продукцию и др. Против введения ЭВС для готовых продуктов выступали переработчики молока – крупные транснациональные компании, такие как Danone и PepsiCo. В частности, они указывали на несовершенство самой системы, отсутствие ветеринарных рисков в готовой продукции, предупреждали о перебоях в поставках и др. Изначально переход на новые правила чиновники планировали с 1 января, но в итоге сроки сдвинули на полгода.
О неготовности к работе в системе уведомляют не только региональные, но и крупнейшие федеральные поставщики, отмечает X5. Среди 100 крупнейших поставщиков этого ритейлера больше трети – почти 35% – до сих пор не протестировали систему на своих предприятиях, не адаптировали бизнес-процессы и рискуют сорвать поставки с 1 июля. В свою очередь, это может грозить дефицитом товаров на полках магазинов, предупредил представитель X5.
Россельхознадзор, по словам его представителя Юлии Мелано, разделяет обеспокоенность X5 по поводу темпов подключения к «Меркурию». «Некоторые отраслевые союзы заявляют о возможной отмене ветеринарной сертификации», – называет она одну из причин. О том, что ЭВС для готовых продуктов может быть заменена маркировкой, «Ведомостям» рассказывали люди, близкие к производителям продуктов питания, федеральный чиновник и участник совещаний в правительстве. Поэтому некоторые производители рассчитывают, что внедрение «Меркурия» отменят или перенесут, указывает Мелано и подтверждает замруководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. Другие надеются на авось в расчете заняться вопросом, когда перебои в поставках действительно возникнут, продолжает Мелано.
Крупные агрохолдинги активно работают над внедрением системы, но не на всех этапах еще успели подключиться, добавляет Синельников: именно крупным компаниям – особенно вертикально-интегрированным холдингам – сложнее перестроиться. Кроме того, ритейлеры долгое время не могли согласовать минимальные требования к маркировке для идентификации товара при приемке в магазин, указывает он.
Cистема «Меркурий» по-прежнему не работает в полной мере, она постоянно дорабатывается и обновляется, говорит Артем Белов, исполнительный директор Союзмолока (объединяет крупнейших производителей и переработчиков молока). Ему неизвестны компании, у которых система работала бы от поля до прилавка. На этапе производства сырого молока проблем не возникает – система установлена, специалисты прошли обучение и каждая партия молока сопровождается электронными ветсертификатами, говорит гендиректор молочного комплекса ГК «Дамате» в Тюменской области Андрей Григоращенко. Этап переработки, по его словам, сейчас как раз тестируется.
Именно на этапе переработки возникают сбои, замечает представитель другого крупного агрохолдинга. «Ассортимент завода составляет сотни наименований, их необходимо одновременно загрузить, из-за чего система зависает», – сетует собеседник «Ведомостей». Чтобы избежать коллапса, систему, по его мнению, лучше внедрять в тестовом режиме – на отдельных видах продукции, в отдельных регионах, поскольку так проще отработать процессы и устранить ошибки. Представитель агрохолдинга «Мираторг» уверяет, что компания готова к внедрению «Меркурия»: все необходимые тесты проведены и перебоев со стороны компании с 1 июля не ожидается, уверяет он.
Чтобы ускорить процесс перехода производителей на ЭВС, ритейлеры должны информировать своих поставщиков о последствиях, говорит Мелано. В качестве примера положительного опыта она приводит «Магнит»: ритейлер сообщил поставщикам, что не сможет принять продукцию без электронных ветсертификатов, и они стали активнее подключаться. Для ускорения перехода на ЭВС компания консультирует поставщиков и помогает с внедрением и адаптацией «Меркурия», говорит представитель «Магнита».
Представители «Ашана», ГК «Дикси», «Ленты» на вопросы не ответили.