Как Стелла Маккартни уйдет от Kering
Обратный выкуп дизайнером собственной марки у финансового инвестора – уникальный случайСвою компанию Стелла Маккартни создала в 2001 г.: половина ее досталась основательнице, другая – группе Kering (в то время – РРR); до 31 марта 2018 г. у Маккартни был опцион на выкуп доли Kering, и на флажке дизайнер им воспользовалась.
«Такая возможность возникает раз в жизни, и немногим дизайнерам, чьи имена написаны на вывеске, выпадал такой шанс, – сказала Маккартни профильному изданию Women’s Wear Daily (WWD). – У меня четверо детей, и вот появился шанс взять под контроль необычайно захватывающий бизнес, который носит мое имя. Как женщина, как мать четверых детей, я должна была воспользоваться им».
Маккартни отказалась комментировать, как она планирует финансировать выкуп доли Kering. «Понятно, что ее знаменитый отец, сэр Пол Маккартни, не будет финансировать сделку», – пишет WWD. Другое профильное издание, The Business of Fashion (BoF), сообщает, что музыкант-миллиардер все же поможет дочери в выкупе акций, хотя и добавляет, что официального подтверждения этому нет.
Билет в один конец
Обратный выкуп дизайнером доли в основанной им компании – явление редкое, если не сказать уникальное. Как правило, если дизайнер расстается с созданной им компанией (или долей в ней) – это билет в один конец. Дизайнеры редко оказываются хорошими предпринимателями, а успешность марки как бизнеса никак не связана с креативностью дизайнера. По разным причинам (главная из которых все-таки финансовая) свои компании продавали даже великие дизайнеры.
Например, итальянский кутюрье Валентино Гаравани в 1998 г. продал основанную им (совместно с Джанкарло Джаметти) компанию Valentino S.p.A. за $300 млн – в статусе мэтра, любимца звезд и так далее. То была удачная сделка: Валентино выручил немалые деньг
При этом смена собственника или появление инвестора не всегда оказывается решением для марки. Для Valentino все сложилось благополучно. Несмотря на неоднократную смену владельца (сначала сам Валентино продал ее инвестфонду Permira, а тот, в свою очередь, перепродал марку в 2012 г. катарской компании Mayhoola For Investments), в компании сохранились все ключевые сотрудники. Главными дизайнерами марки стали Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли, работавшие еще с Валентино, бренд успешно перестроился и к 2017 г. его продажи перевалили за $1 млрд, рассказывал «Ведомостям» генеральный директор марки Стефано Сасси.
У Donna Karan сложилась не столь успешная судьба. Основатель марки дизайнер Донна Каран постепенно снижала долю в компании и в результате уступила ее холдингу LVMH, а тот в 2016 г. перепродал компанию фонду G-III Apparel за $650 млн. Затем последовали смена менеджмента, дизайнерской команды, но бизнес по-прежнему стагнирует.
Сила фамилии
Карьера и бизнес Стеллы Маккартни до сих пор развивались по восходящей. Легендарная фамилия, а также уклад жизни и круг общения ее семьи позволили девушке легко войти в мир моды. В 16 лет, еще не имея специального образования, Стелла стажировалась у Кристиана Лакруа (тогда дизайнер был на пике славы и успеха), а также у Эдуарда Секстона – одного из портных Севил-роу, много лет одевавшего Пола Маккартни.
Стелла окончила одно из лучших в мире профильных учебных заведений – колледж дизайна Central Saint Martins. В показе ее дипломной коллекции участвовали топ-модели Наоми Кэмпбелл и Кейт Мосс – ее подруги. О показе написали ведущие модные журналы, а саму коллекцию закупили крупные универмаги, в том числе Bergdorf Goodman и Neiman Marcus. Спустя два года Маккартни пригласили во французскую марку Chloe (принадлежащую с 1985 г. холдингу Richemont), где в должности креативного директора Стелла сменила самого Карла Лагерфельда. «Кайзер моды» не скрывал тогда скептического отношения к преемнице и заявил, что, по его мнению, Маккартни пригласили из-за громкой фамилии, которая «много значит в музыке, но ничего – в моде». Скептицизм Лагерфельда не оправдался. Продажи Chloe росли, модные критики Стеллу хвалили.
И всего через три года она решила оставить французскую марку и основать собственную. Покупатели приняли одежду Stella McCartney благосклонно, и уже в 2003 г. под этим брендом появился первый парфюм (парфюмерию Stella McCartney выпускает P&G Prestige Beauty). В 2004 г. Маккартни стала сотрудничать с Adidas, и со временем эта кооперация выросла в отдельный бренд – Adidas by Stella McCartney. В 2012 г. партнеры впервые сделали форму для сборной Великобритании, в которой та выступала на домашних Олимпийских играх в Лондоне. Четыре года спустя в Рио-де-Жанейро британские олимпийцы и паралимпийцы также выступали в форме Adidas by Stella
Громкий голос
Параллельно Маккартни продолжала расширять связи и укреплять социальные контакты. Известно, что она дружит с основательницей музея современного искусства «Гараж» Дарьей Жуковой, актрисой, обладательницей «Оскара» Кейт Хадсон, дизайнером Дианой фон Фюрстенберг, американской топ-моделью Карли Клосс и др. Умение заводить нужные связи всегда было полезным, и сейчас это часто важнее многих других навыков.
Коллекции Стеллы Маккартни не становились (и вряд ли станут) революцией и событием, перевернувшим мир моды, тем не менее она дизайнер с узнаваемым стилем и, что в эпоху медиа и соцсетей не менее важно, активной социальной позицией. Маккартни – убежденная вегетарианка и сторонница этичного обращения с природой. Она одной из первых в модном мире (и первой в сегменте люкс) отказалась от использования натурального меха и кожи. Сейчас это становится все более модным, от меха отказались многие крупные марки, но в 2001 г. продавать сумки и обувь из «кожзама» было немыслимо. Причем по цене эти изделия от Стеллы Маккартни были сопоставимы с аналогами у марок-конкурентов.
Как они расстанутся
По данным WWD, выход Stella McCartney из Kering займет два года: в первый год будут закончены все финансовые процедуры, а на второй год компании завершат все остальные совместные процессы.
«Это очень важный выбор для меня, и я взвесила всё, – сказала Маккартни. – Если бы я не думала, что мы можем это сделать, то мы бы не стали этого делать. Решение основано на том <...> что я действительно чувствую, что у нас есть всё [для самостоятельного бизнеса]. Я дизайнер, но я также независимая бизнес-вумен, и мы здоровый бизнес».
Сумма сделки не разглашается, оборот Stella McCartney – тоже. (Kering публикует данные только о своих крупных брендах – Gucci, Yves Saint Laurent, Bottega Veneta, Puma). Оборот в британском подразделении Stella McCartney в 2016 г. вырос на 31% и составил 41,7 млн фунтов, пишет WWD со ссылкой на официальный реестр британских предприятий Companies House. Прибыль за этот период выросла на 42,5% до 7 млн фунтов. Ежегодные мировые продажи могут составлять $150–200 млн, предполагает BoF. Годовой оборот Stella McCartney выше – благодаря лицензионным соглашениям с Adidas by Stella McCartney, итальянской компанией Isa (купальные костюмы и нижнее белье), P&G. Эти соглашения продолжат действовать и после развода, так же как лицензионное соглашение с Kering на выпуск очков, пишет WWD.
Маккартни сообщила, что не планирует размещение акций на бирже и не собирается в ближайшее время привлекать нового делового партнера, хотя отраслевые источники говорят, что потенциальные инвесторы проявляют интерес к марке и дизайнер проводит ознакомительные встречи и переговоры.
«Я исключительно горд тем, чего Kering и Stella McCartney смогли добиться вместе с 2001 г., – говорится в заявлении владельца и гендиректора Kering Франсуа-Анри Пино. – Маккартни и ее команда принесли в Kering гораздо больше, чем просто бизнес». «Стелла знает, что она всегда может рассчитывать на мою дружбу и поддержку», – добавил Пино.
Kering фокусируется на своем давнем намерении упорядочить портфолио брендов и стать исключительно люксовым игроком, пишет Reuters. Сейчас холдинг сокращает портфель, одно из его последних объявлений – решение сократить дол