Еврокомиссия не сможет отстранить «Газпром» от управления «Северным потоком – 2»

Такой возможности ей не даст даже утверждение поправок в Газовую директиву ЕС
«Газпром» и его партнеры по Nord Stream 2 не приступали к строительству морской части газопровода
«Газпром» и его партнеры по Nord Stream 2 не приступали к строительству морской части газопровода / Nord Stream 2

По поручению Совета ЕС подготовлена вторая часть юридического заключения на проект поправок Еврокомиссии к Газовой директиве. В документе, датированном 26 марта («Ведомости» ознакомились с его содержанием, подлинность подтвердили европейский чиновник и сотрудник компании, участвующей в одном из европейских газовых проектов), юристы указывают: утверждение законопроекта не создает правовых оснований для ее распространения на морские трубопроводы, входящие в ЕС из третьих стран. Даже с учетом возможных изменений Газовая директива «может применяться только к той части трубопровода, которая находится в пределах юрисдикции ЕС, а не к той части трубопровода, которая находится в юрисдикции третьей страны», пишут юристы. Для регулирования таких труб все равно потребуется заключение межправительственного соглашения, подчеркивают они.

Газовая директива – один из основополагающих документов энергетического законодательства Европы, направленного на развитие конкуренции в этой сфере. В частности, применительно к газопроводам она требует разделения функций транзитера и поставщика, а также допуска к поставкам по трубе третьих сторон. 8 ноября 2017 г. Еврокомиссия предложила внести в документ поправки, которые распространяют нормы директивы на морские газопроводы, входящие на территорию Европы из третьих стран. В первую очередь это может отразиться на проекте газопровода «Северный поток – 2» мощностью 55 млрд куб. м в год, который «Газпром» планирует проложить по дну Балтийского моря из России в Германию.

Формально законопроект Еврокомиссии не связан с планами «Газпрома» по строительству новой экспортной трубы. Но на большую часть действующих газопроводов поправки не распространятся – они были сразу внесены в список исключений. О том, что цель внесения поправок – создание «неоспоримой правовой базы», которая может быть применена к «Северному потоку – 2», говорил осенью 2017 г. руководитель департамента внутреннего энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт.

Сейчас регулирование морских газопроводов в Европе находится в компетенции стран – участниц ЕС, на территорию которых приходят трубы. По договоренности со странами – поставщиками газа и при наличии межправительственного соглашения такие трубопроводы могут быть выведены из-под действия энергетического законодательства Европы. Утверждение поправок в текущей редакции передает подписание таких документов в компетенцию Евросоюза. Действующие межправительственные соглашения должны будут быть «расторгнуты при первой же возможности», пишут юристы. Но это потребует подписания новых межправительственных соглашений, на этот раз – с Евросоюзом.

Кроме того, юридическая служба Совета ЕС акцентировала внимание на отсутствии «объективных критериев», «механизма контроля» и «сроков предоставления» исключений для уже действующих труб. Текущая версия проекта поправок дает возможность сохранять действующий режим регулирования для уже построенных труб неограниченное время. Это само по себе противоречит европейскому законодательству. Единственное упомянутое в документе ограничение для подобных преференций – они не должны «наносить ущерб конкуренции или эффективному функционированию внутреннего рынка газа в ЕС или обеспечению безопасности ЕС». Подобная формулировка дает очень большую свободу для трактовки. Это нарушает один из ключевых принципов европейского права – соблюдение единообразия в применении, пишут юристы.

Заключение юридической службы Совета ЕС носит экспертно-рекомендательный характер. Для вступления в законную силу проект поправок должен быть утвержден Европарламентом и Советом ЕС. Цель Еврокомиссии – принять их до конца 2018 г., говорил в сентябре председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Голосование в Совете ЕС с 2014 г. осуществляется по Лиссабонскому договору, напоминает юрист BGP Litigation Денис Дурашкин. «По общему правилу решение будет считаться принятым, если за него проголосует не менее 14 (из 28 входящих в ЕС стран, включая Великобританию. – «Ведомости») стран, представляющих не менее 65% населения ЕС, – говорит Дурашкин. – Если против принятия решения проголосует более четырех стран, оно в любом случае будет заблокировано».