Китай начал торги нефтью за юани
Страна надеется, что эти фьючерсы смогут конкурировать с контрактами на Brent и WTIВ понедельник, 26 марта, Шанхайская международная энергетическая биржа (Shanghai International Energy Exchange, INE) запустила торги нефтяными фьючерсами в юанях, говорится в сообщении материнской компании – Shanghai Futures Exchange. Начальная цена 1 барр. нефти с поставкой в сентябре 2018 г. была 416 юаней ($66,2), в июле 2019 г. – 388 юаней ($61,8), в июле 2020 г. – 375 юаней ($59,7). Торги открылись с 442,7 юаня ($70,6) за 1 барр. В первый день было заключено 18 000 сделок, оборот превысил $2,7 млрд, следует из данных INE. В ходе торгов контракт SC1809 с поставкой в сентябре подешевел на 2,2% до 430 юаней ($68,5) за 1 барр., следует из данных Bloomberg.
Китай в 1993 г. пытался начать торги фьючерсами на нефть, торги продлились год, но опыт сочли неудачным, и их прекратили. Спустя 25 лет торги удалось возобновить.
Глава департамента международного клиринга JPMorgan в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) Дэвид Мартин назвал запуск торговли нефтяными фьючерсами в юанях переломным моментом, его слова приводит «Интерфакс». Сейчас на рынке два основных бенчмарка, используемых для расчетов, – североморская Brent (в понедельник торговалась у отметки $70/барр.) и американская WTI ($65,45/барр.).
В торгах китайским фьючерсом приняли участие Glencore и Trafigura Group, пишет Bloomberg. Представитель Trafigura это подтвердил, Glencore – от комментариев отказался, Vitol и Gunvor – не ответили на вопросы «Ведомостей».
В 2017 г. Китай импортировал 420 млн т нефти, больше всего – из России: 59,7 млн т, на 2-м месте – Саудовская Аравия: 52,2 млн т. Крупнейший продавец российской нефти Китаю – «Роснефть», напоминает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Ее поставки обеспечены долгосрочными контрактами по предоплате, так что немедленного влияния нового китайского фьючерса на доходы российской компании Вахрамеев не ожидает: «Но влияние возможно, если индекс получит признание в мире и если новые контракты с российскими компаниями будут заключены с учетом этого индекса».
Технические спецификации китайского фьючерса похожи на описание контракта на российскую нефть Urals: содержание серы – 1,5%, а также аналогичные с российскими параметры веса и плотности.
«Китай, как и любая другая экономика, пытается влиять на ценообразование нефти на глобальном рынке», – говорит глава по стратегии Евразии компании Argus Вячеслав Мищенко. Фьючерс – финансовая производная, под ним нужно иметь физическую основу спотового рынка, а ее в Китае нет, страна закупает много нефти из-за рубежа, большая часть которой – российская нефть ESPO (экспортируется в страны АТР по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан), а также поставки из Саудовской Аравии, Анголы, рассуждает эксперт. Он уверен, что новый фьючерс на нефть может быть востребован только при поддержке китайских властей, которые должны активно привлекать к торговле на бирже китайские нефтеперерабатывающие заводы. Конечно, формирование бенчмарка повлияет на цены на нефть ESPO, которые сейчас рассчитываются исходя из дубайской цены на нефть с премией, добавляет он.