«Роснефти» и Eni не удалось найти нефть в Черном море
Буровая платформа, день работы которой оценивается в $100 000, покидает акваториюВ среду «Роснефть» объявила, что завершила бурение первой сверхглубоководной поисково-оценочной скважины (5,2 км) «Мария-1» на месторождении Вал Шатского в Черном море (Западно-Черноморский участок). Здесь она работает вместе с итальянской Eni. О сотрудничестве они договорились еще в июле 2012 г. Бурение скважины началось в декабре 2017 г.
Партнеры не обнаружили коммерческих запасов углеводородов на Западно-Черноморском участке, сообщает Reuters со ссылкой на источник. Но «Роснефть» сообщила, что компании обнаружили «уникальную карбонатную структуру» толщиной более 300 м. Это «трещиноватый коллектор, который с высокой вероятностью содержит углеводороды». Представитель Eni от комментариев отказался.
Бурение скважины «Мария-1» велось с платформы Scarabeo-9. Ее Eni в начале 2017 г. зафрахтовала у Saipem. Платформа в конце прошлого года прибыла в Черное море, где должна была работать до конца июня 2018 г., писала Saipem в отчете за прошлый год. При этом Scarabeo-9 могла задержаться на Вале Шатского до конца сентября.
Но согласно системе мониторинга морских судов MarineTraffic платформа уже покинула границы Западно-Черноморского участка. Со скоростью 4 узла Scarabeo-9 идет в сторону румынского порта Констанца. Представитель Saipem это подтвердил, добавив, что «буровые и сервисные работы на скважине успешно завершились». «Полученные результаты внушают уверенность в открытии крупных нефтегазовых месторождений в российской акватории Черного моря», – отметил представитель «Роснефти». Ресурсная база на Западно-Черноморском участке может составить до 600 млн т нефти и около 100 млрд куб. м газа, говорил в декабре главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.
По соглашению предполагалось, что Eni полностью профинансирует разведку на месторождении: пробурит две скважины, проведет сейсморазведку 2000 кв. км в 3D и 2D. Затраты на геологоразведку сверх лицензионных обязательств компании договорились разделить между собой в пропорции 33,33% на Eni, остальное – «Роснефть». Стороны тогда рассчитывали потратить на разведку и разработку всего месторождения $50–55 млрд, писал «Интерфакс». Сколько Eni потратила на работу Scarabeo-9, неизвестно, представители Saipem и Eni это не комментируют.
Работа плавучей буровой может стоить от $100 000 в день – и это без учета затрат на зарплаты сотрудникам и продовольствие, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.
Возможно, партнеры приостановили разведку из-за неубедительных результатов: запасы могли быть, но разрабатывать их при текущей цене может быть нерентабельно, сходятся во мнении Полищук и аналитик «Атона» Александр Корнилов. В 2017 г. «Роснефть» на пять лет приостановила действие лицензии на Южно-Черноморском участке недр в Черном море. Собеседник, близкий к «Роснефти», объяснял это плохими макроэкономическими условиями и санкциями.
При этом первоначально «Роснефть» планировала разведывать Вал Шатского с американской Chevron. Но та, пробурив неудачную скважину у берегов Турции, посчитала, что Вал Шатского имеет схожее геологическое строение, и в 2011 г. вышла из проекта.
С ростом цен на нефть мировые зарубежные компании возвращаются к многим ранее замороженным шельфовым проектам, но новые запускать не спешат, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. По его словам, шельфовые проекты на Черном море нуждаются в дополнительной разведке, но сейчас для этого не лучшее время. «Зарубежные партнеры сталкиваются с санкционными ограничениями, скорее всего, «Роснефти» и Eni пришлось отложить разведку до тех пор, пока не появится большая определенность», – предположил Нестеров. В начале этого года председатель совета директоров Eni Эмма Марчегалья говорила, что Eni вынуждена «следить за тем, чтобы наша деятельность соответствовала существующим санкциям».
«Роснефть» уже потеряла одного из партнеров на арктическом шельфе – американская ExxonMobil прекратила работу с ней из-за санкций. При этом они успешно пробурили в 2014 г. скважину в Карском море, открыв месторождение «Победа». Партнерство с норвежской Statoil (переименована в Equinor) пока складывается неудачно: бурение двух скважин в Охотском море не дало положительных результатов.