Azur Air первой переведет самолеты в российский реестр
Это несет серьезные риски для лизинговых компаний и перевозчиковЧартерная Azur Air (аффилирована с турецким туроператором Anex Tour) стала первой авиакомпанией, решившей перевести значительную часть флота иностранного производства в российский реестр, сообщили авиакомпания и Росавиация 19 марта. Одновременно регулятор сообщил, что снимает ограничение сертификата эксплуатанта Azur Air и авиакомпания сможет продолжить полеты после 20 марта. Росавиация ограничила срок действия сертификата до марта за недостатки в поддержании летной годности судов и в организации летной работы.
«Уже подана заявка в Росавиацию на регистрацию в российском реестре двух Boeing 767-300, которые поступят в парк весной. Всего в этом году планируется перевод в российскую регистрацию около 10 лайнеров», – говорится в релизе Azur Air. «Все эксплуатируемые Azur Air самолеты принадлежат иностранным лизинговым компаниям, с ними достигнута договоренность о переводе в российский реестр», – говорит ее представитель Анастасия Матюшина. «Претензии к Azur Air были технического характера. Перевод в российский реестр – это часть компромисса с авиакомпанией за снятие ограничений с сертификата», – говорит топ-менеджер авиационной отрасли, знающий об этом от чиновников. Матюшина говорит, что эти события не связаны, а перевод в российский реестр обсуждался и планировался давно. В парке Azur Air 20 Boeing 757/737/767, по итогам 2017 г. она была крупнейшей чартерной авиакомпанией России (3,7 млн пассажиров).
Росавиация давно добивается перевода в российский реестр иностранных судов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, напоминает топ-менеджер одного из перевозчиков. Пока в российском реестре, по данным регулятора, только семь магистральных иностранных лайнеров – принадлежащие «Газпром авиа» два Boeing 737 и пять Boeing 757 в собственности «Вим-авиа» (не летают из-за банкротства компании). Российские авиакомпании эксплуатируют около 800 иностранных магистральных самолетов, оценивает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Даже российские лизинговые компании поставляют российским авиакомпаниям иностранные магистральные самолеты, регистрируя их в Ирландии или на Бермудских островах. «Решение о месте регистрации принимает собственник судна – обычно это лизинговые компании. А они предпочитают иностранные юрисдикции, где есть понятные правила поддержания летной годности», – говорит топ-менеджер лизинговой компании.
После российского реестра история летной годности судна будет непонятна, при передаче такого лайнера в дальнейшем иностранной авиакомпании могут возникнуть серьезные трудности, добавляет собеседник. Российские нормы летной годности отличаются от европейских или американских, попадание самолета в российский реестр вызовет снижение его стоимости, а вывод из него будет связан с дополнительными затратами, утверждают еще один топ-менеджер лизинговой компании и топ-менеджер авиакомпании. Все эти риски будут оплачиваться лизингополучателем, опасается последний. «Самолет после российского реестра нельзя будет продать никому за пределами России», – считает Рыбак.
Требования к летной годности России гармонизированы с мировыми, созданы условия для безболезненного перевода судов в российский реестр, говорится в релизе Azur Air. «У ГТЛК нет судов в иностранном реестре. Они есть у GTLK Europe (ирландская «дочка»), но перевод в российский реестр не даст возможности ремаркетировать самолеты в дальнейшем», – говорит представитель ГТЛК. «Utair – крупнейший участник российского реестра благодаря зарегистрированным в нем вертолетам», – говорит гендиректор компании Андрей Мартиросов. Он надеется, что российский реестр получит мировое признание и регистрация в нем не будет сопровождаться ростом лизинговых платежей.