Крупнейший российский производитель сигарет оценен в 100 млрд рублей
Japan Tobacco покупает у Ивана Саввиди «Донской табак»Один из мировых табачных лидеров – Japan Tobacco Inc. (JTI) сообщила о покупке «Донского табака». Сумма сделки оценивается примерно в 100 млрд руб. с учетом долга в 10 млрд руб., или около $1,76 млрд. Гендиректор «Агрокома» (в группу входит «Донской табак») Сергей Сапотницкий подтвердил сделку.
«Это поглощение показывает наше стремление укрепить позицию лидера в России. На протяжении нескольких лет этот рынок был опорным для роста выручки группы. Сделка увеличит нашу долю на рынке примерно до 40% и немедленно скажется на прибыли», – говорится в пресс-релизе JTI. Доля «Донского табака» на рынке России – около 7%. Его основные бренды – «Донской табак», Kiss и Play, указано там же. Также JTI рассчитывает нарастить выручку на 4% в 2018 г. и сохранить текущую операционную прибыль, следует из сообщения.
«Донской табак» – четвертый среди крупнейших табачных компаний в России и самый крупный независимый производитель табака. Два других лидера рынка – Philip Morris International (PMI) и BAT. Их доли, по данным Nielsen, значительно меньше, чем у JTI, – 27,1 и 22,5%, соответственно.
«Донской табак» входит в группу «Агроком» ростовского бизнесмена, экс-депутата Госдумы (2003–2012) Ивана Саввиди. Производственные мощности составляют 45 млрд сигарет ежегодно, указано на сайте компании. EBITDA в 2016 г. – 4,4 млрд руб. Выручка «Донского табака» в 2017 г. составила 15,8 млрд руб., чистая прибыль – 1,9 млрд руб., говорится в сообщении JTI.
По словам Сапотницкого, это было решение взвешенное и продуманное, переговоры и подготовка сделки велись более года. «С учетом объективных обстоятельств, сложившихся на рынке, – отрицательная динамика, ужесточение регулирования и акцизной политики, рост теневой составляющей – стало очевидным, что возможности для развития отдельного табачного предприятия, функционирующего вне крупной международной табачной корпорации, год от года сокращаются», – добавил он.
За последние неполных пять лет это крупнейшая сделка на российском табачном рынке, напоминает гендиректор «Infolinе-аналитики» Михаил Бурмистров. Ранее, в декабре 2013 г., та же JTI и PMI приобрели у основателей по 20% долей в крупнейшем в стране дистрибуторе сигарет – ГК «Мегаполис» за $1,5 млрд.
Сделка между JTI и «Донским табаком» очень выгодна продавцу – группа «Агроком» получила за актив ту стоимость, на которую сложно было рассчитывать даже пару лет назад, когда рынок еще не упал и доля компании была выше, считает Бурмистров. По его мнению, это плата JTI за долю рынка и за долю на полках торговых сетей, указывает эксперт. Интерес JTI понятен – сделка гарантирует сохранение первого места, так как актив мог купить и кто-то из конкурентов, продолжает эксперт, теперь JTI надолго закрепилась на лидирующей позиции.
Пока у JTI было немного успешных брендов в низком ценовом сегменте, в котором работает «Донской табак» (менее 75 руб. за пачку), а вывести его на рынок в условиях запрета не только рекламы, но и открытой выкладки довольно сложно, рассуждает главный редактор информагентства «Русский табак» Максим Королев. По его мнению, благодаря покупке «Донского табака» JTI пополнит портфель известными и популярными дешевыми марками. И поэтому интерес группы понятен. Дешевые сигареты – единственный растущий сегмент на табачном рынке в последние годы. Вероятно, эта динамика будет сохраняться. Дешевые сигареты отлично продаются, например, на юге России, знает Королев, поэтому JTI также сможет усилить позиции в регионах.
Согласно сообщению JTI ей в собственность перейдет 100% двух фабрик «Донского табака» – в Ростове-на-Дону и Переславле-Залесском, а также 94,97% производственного комплекса в Греции Sekap, который принадлежит «Донскому табаку» с 2013 г.
С 2009 г. производство сигарет в России упало почти в 2 раза, напоминает Королев: сейчас приобретенные мощности будут избыточными. Скорее всего, фабрика в Ростове пока продолжит свою работу, а в Переславле-Залесском довольно быстро закроется, полагает эксперт. На последней производятся сигареты без фильтра и папиросы. Спрос на них достаточно низкий: 1–2% и доли процента соответственно, отмечает Королев. «Донской табак» активно экспортировал свою продукцию и вряд JTI будет сворачивать эту работу, не согласен Бурмистров: производственные мощности расположены для этого выгодно и удобно.
«Агроком» сфокусируется на других масштабных проектах – производстве пищевой упаковки, мясопереработке, девелопменте, сообщил «Ведомостям» Сапотницкий.
Представители PMI, BAT, Imperial Tobacco не ответили на запросы «Ведомостей».