Россияне предпочитают туры в Турцию
По итогам 2018 года продажи путевок на отечественные курорты не вырастут или даже снизятсяВ 2018 г. внутренний организованный туризм останется на уровне прошлого года, рассказала «Ведомостям» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Предпосылок к росту продаж турпутевок на российские курорты в этом году нет, соглашается гендиректор национального туроператора «Алеан» Илья Уманский. Сооснователь сервиса Onlinetours.ru Константин Победкин не исключает и вовсе падения, поскольку за январь – февраль доля туров по России в общих продажах компании уже сократилась с 11 до 8%. Тенденцию подтверждает и гендиректор сервиса онлайн-бронирований level.travel Дмитрий Малютин: на мартовские праздники в 2017 г. отечественные курорты посетили три четверти клиентов компании, в этом году – в 6 раз меньше, при этом средняя стоимость тура подорожала на 10% до 33 000 руб.
Еще в 2015 и 2016 гг. продажи российских курортов росли на 30–35%, напоминает Ломидзе. Это было феноменальное время для внутреннего рынка, вспоминает Уманский: из-за девальвации рубля зарубежные курорты подорожали в 2 раза, а благодаря закрытию ключевых туристических направлений – Египта и Турции – российский рынок получил дополнительно 5 млн путешественников. Теперь он сбалансировался, резюмирует он.
В 2017 г. весь внутренний турпоток вырос лишь на 3%, достигнув 56,5 млн поездок, признавал ранее руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. При этом доля организованного туризма на популярных южных направлениях, как, например в Сочи, доходила до 70% против 20% еще тремя годами ранее, рассказывали ранее участники рынка и чиновники.
Теперь же продажи путевок сокращаются, указывает Уманский: в Анапу и Геленджик – на 15%, в Крым – до 25%. Те, кто предпочитал Крым до его присоединения к России, отказались от этого курорта из-за его сильного подорожания в последние два года, первопроходцы 2015–2016 гг. разочаровались качеством сервиса и решили не возвращаться, объясняет собеседник «Ведомостей».
Исключением стал лишь Сочи, где продажи выросли на 5%, замечает Ломидзе. Во многом росту продаж Сочи, по ее словам, поспособствовал туроператор «Библио-глобус»: у компании большое количество контрактов с отелями, она смогла работать с ценами в соответствии с запросами туристов. Это единственный успешный пример, когда туроператоры смогли привлечь внимание самостоятельных туристов, предложив им лучшие цены, подчеркивает Уманский: напрямую у отелей больше бронировать стало невыгодно. Скидки в межсезонье ради заполняемости доходили до 90%, замечает он: Сочи – полноценный круглогодичный популярный курорт. Нынешние цены «Библио-глобуса» на сочинские курорты остаются на прошлогоднем уровне благодаря эксклюзивным контрактам с популярными отелями – «Сочи парком», «Горки город апарт-отелем» и «Горки-арт» – и обширной чартерной полетной программе, перечисляет представитель туроператора. Так, в среднем тур на лето 2018 г. в Сочи обойдется в 20 000–22 000 руб. на человека в 3-звездочном отеле за 7 ночей.
Выездной турпоток, напротив, вырастет на 10–15%, считает Победкин: туристы наконец чувствуют финансовую стабильность. Самым популярным направлением остается Турция, отмечает Малютин. В этом году здесь могут отдохнуть до 5 млн россиян против 4,7 млн человек годом ранее, добавляет Победкин, также туристы активно бронируют Грецию и Кипр. У level.travel остаются популярными направлениями отдыха ОАЭ и Таиланд, Индия, Испания и Тунис.
Единственным поводом для роста продаж внутрироссийских туров в 2018 г. может стать удорожание турецкого направления, считает Уманский: в 2017 г. местные отельеры снизили цены, а власти предоставили субсидии для чартеров, чтобы вернуть клиентов после длительного запрета России на продажу туров в эту страну и чартерных перевозок. Правда, с точки зрения «цена – качество» отдых в России сильно уступает отдыху в Турции, отмечает Победкин: мало 5-звездочных отелей, доступных на побережье, и они почти не работают по системе «все включено». России недостает качественной инфраструктуры, подтверждает Малютин: россияне готовы путешествовать по родине, но хотят жить в хороших гостиницах и питаться в приличных ресторанах.