Минэнерго назвало угрозы энергобезопасности России

Среди них политика США и отставание России в IT-технологиях
Европу ждут изменения в структуре потребления энергоресурсов
Европу ждут изменения в структуре потребления энергоресурсов / Michael Probst / ФЗ

Минэнерго подготовило проект Доктрины энергобезопасности России, «Ведомости» ознакомились с его содержанием. 2 марта документ был отправлен на согласование в госорганы, это подтвердил представитель Минэнерго. Сейчас действует доктрина, которая была утверждена в 2012 г., но после введения санкций ее решили доработать.

Первой в списке внешнеполитических угроз указана «дискриминационная политика со стороны США и их союзников», которая заключается во введении ограничений на доступ нефтегазовых компаний к современным технологиям и оборудованию, запрет на привлечение долгосрочного финансирования и на организацию СП с иностранными компаниями. «Роснефть» уже потеряла одного из партнеров на арктическом шельфе – американская ExxonMobil прекратила работу с ней из-за санкций.

Энергобезопасности страны угрожает политика декарбонизации (отказ от потребления ископаемых топлив) и перехода к зеленой энергетике, замедление роста и изменение структуры мирового спроса на энергоносители из-за повышения энергоэффективности. Около половины доходов российского бюджета приносит топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Россия – крупнейший производитель нефти в мире и второй – газа. Правда, уже к концу этого года, по прогнозу Международного энергетического агентства, она может уступить США лидерство в производстве нефти.

Тем не менее спрос на нефть и газ продолжит расти, следует из прогноза British Petroleum (BP) до 2040 г. Газ постепенно вытеснит уголь со второго места среди крупнейших источников энергии, ожидают аналитики. Но в первую очередь расти будет не он, а возобновляемые источники энергии (ВИЭ, рост 400%), именно они обеспечат более 50% прироста электрогенерации в мире. Китай будет основным источником роста, он обеспечит больше ВИЭ, чем все страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, вместе взятые. К 2030 г. Индия станет вторым крупнейшим источником роста в этом секторе, отмечают эксперты BP. Страны ЕС также увеличивают долю ВИЭ в энергобалансе. Так, Германия (один из крупнейших покупателей российских нефти и газа) к 2030 г. планирует увеличить долю ВИЭ до 65% (сейчас 33–36%), сообщает Deutsche Welle.

Европу ждут изменения в структуре потребления энергоресурсов, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров: доля ВИЭ и газовой генерации вырастет, потребление нефти и угля снизится. «Сейчас часть российских поставок в Европу защищена долгосрочными контрактами, но по их истечении условия контрактов, возможно, будут пересматриваться, и не в лучшую для поставщика сторону», – предполагает Нестеров.

Минэнерго считает, что энергобезопасности России также угрожают ужесточение конкуренции, появление новых экспортеров энергоносителей и рост производства сжиженного природного газа, последний усиливает конкуренцию на рынке и повышает экономические риски торговли трубопроводным газом. Ухудшение ресурсной базы полезных ископаемых по мере истощения действующих месторождений, уменьшение размеров и снижение качества открываемых месторождений, а также слабая геологическая изученность территории страны тоже в группе риска, согласно документу.

К экономическим угрозам Минэнерго относит «чрезмерную финансовую нагрузку на организации ТЭКа», низкие темпы обновления инфраструктуры, к научно-технологическим – достижение критического уровня отставания в сфере науки и технологий, в результате чего российские нефтегазовые компании станут неконкурентоспособными на мировом рынке.

При этом уже сейчас инновационная активность в ТЭКе и смежных секторах экономики слабая, они ориентированы на импорт ноу-хау и технологий, а уровень квалификации и компетенции специалистов недостаточно высокий. «Россия технологически отстает во всех областях: от оборудования для бурения до сейсморазведки и программного обеспечения, – говорит Нестеров. – За те годы, пока не было ограничений на импорт таких технологий, собственные устарели и не развивались».

Европу ждут изменения в структуре потребления энергоресурсов