«Аэрофлот» резко сокращает план по росту самолетного парка

Перевозчик перенес на будущее поставку пяти Airbus 350 и выведет из эксплуатации от 13 Airbus 321
Национальный перевозчик урезал планы по своему парку иностранных судов на 16 лайнеров.
Национальный перевозчик урезал планы по своему парку иностранных судов на 16 лайнеров. / Андрей Гордеев / Ведомости

О планах группы «Аэрофлот», в которую входит одноименная авиакомпания и три ее «дочки» – «Россия», «Победа» и «Аврора», говорится в презентации компании к отчетности по МСФО за 2017 г. Оба документа компания опубликовала 1 марта. «Аэрофлот» не планирует получить в этом году пять новейших дальнемагистральных судов Airbus 350-900 (всего заказано 14). Тогда как еще три месяца назад эти самолеты значились в планах компании.

Кроме того, в 2018 г. «Аэрофлот» решил вывести из парка 13 самых вместительных среднемагистральных судов Airbus 321 (всего их в парке 25). Он получит пять новых А321, тогда как ранее планировал получить четыре.

Также «Аэрофлот» вместо 10 получит 11 А320 (и 9 вернет), как и планировал, 20 Boeing 737 на всю группу (8 из них достанутся лоукостеру «Победа») и один дальнемагистральный В777 (еще 5 таких судов получит «Россия», которая активно развивает чартерные туристические перевозки, в том числе дальнемагистральным флотом). И 13 российских самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100). Сейчас в парке «Аэрофлота» 224 самолета, в том числе 187 Airbus и Boeing, а также 37 SSJ100, еще 107 самолетов – у дочерних авиакомпаний.

Получается, что национальный перевозчик урезал планы по своему парку иностранных судов на 16 лайнеров.

«Получение первых пяти А350 перенесено на 2019 г.», – рассказал близкий к совету директоров «Аэрофлота» человек. Причин этого он не назвал. «У нас подписан твердый контракт с «Аэрофлотом» на 14 самолетов А350-900, – говорит представитель Airbus Мария Шляхтова. – Мы работаем в тесном сотрудничестве с «Аэрофлотом», чтобы адаптировать сроки поставок самолетов под потребности авиакомпании».

«У «Аэрофлота» и Airbus продолжаются споры по поводу сроков и условий поставки А350, сейчас понятно, что договориться в этом году они не успеют, поэтому сдвинуты сроки», – сказал человек, близкий к группе «Аэрофлот».

ПАО «Аэрофлот»

Крупнейшая авиакомпания России
Совладельцы:
Росимущество 51,17%
«Ростех» 3,5%
Капитализация 163 млрд руб.
Финансовые показатели (МСФО, 2017 г.):
Выручка 533 (+7,5%) млрд руб.
EBITDA 56 (-28%) млрд руб.
Чистая прибыль 23 (-40,7%) млрд руб.

«Решение отказаться от 13 А321 трудно комментировать, не зная условий лизинговых контрактов. Но можно констатировать, что А321 – самый вместительный в мире среднемагистральный самолет и поэтому один из самых востребованных на мировом рынке», – рассуждает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Темпы роста российского авиарынка замедляются, «Аэрофлоту» надо поддержать высокую загрузку флота, с менее вместительными судами А320 и В737 это сделать проще», – говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. «А320 – более универсальная модель, а у «Аэрофлота» в 2017 г. просели EBITDA и чистая прибыль, компании необходимо повышать операционную эффективность», – согласен аналитик АКРА Александр Гущин. К тому же А321 «Аэрофлот» начал получать достаточно давно и, возможно, возврат их части нужен, чтобы поддержать средний низкий возраст флота, добавляет Ганелин.

Средний возраст лайнеров «Аэрофлота» – 4,1 года, говорится в презентации. Это самый молодой флот в мире среди авиакомпаний, имеющих 100 и больше самолетов.

«У этих А321 подходит к концу срок финансового лизинга (в конце срока авиакомпания становится собственником судов), ранее в презентациях были представлены только планы возврата судов по операционному лизингу, поэтому этих лайнеров не было – они будут проданы «Аэрофлотом», – говорит человек, близкий к совету директоров «Аэрофлота».

Эти суда будут выведены, скорее всего, в конце года, в низкий сезон, а к лету можно будет взять новые, сказал человек, близкий к группе. Это пора сделать, ведь, как показывает практика, через два года после выхода на рынок ремоторизированной версии самолета традиционная версия резко падает в цене на вторичном рынке, добавляет собеседник. Поставки на рынок самолета А321 neo начались в 2017 г.

Группа «Аэрофлот» сохраняет темпы наращивания парка, планы по росту самолетного парка за последние месяцы практически не менялись, происходили лишь уточнения ожидаемых графиков поставок, говорит представитель «Аэрофлота». По состоянию на март 2018 г. в текущем году планируется поставка 57 судов и вывод 27, таким образом, самолётный парк Группы должен увеличиться на 30 лайнеров, продолжает собеседник, в головную авиакомпанию группы – «Аэрофлот» – запланированы поставки 40 самолётов (13 SSJ, 10 А320, 5 А321, 11 737 и одного 777) и вывод 21-го самолёта (8 А320 и 13 А321).

Исправленная версия. После выхода статьи добавлен комментарий представителя «Аэрофлота».