Авиакомпания I Fly потеряла треть парка из-за снегопадов

Часть ее рейсов выполняют другие компании
Два Аirbus 330 были повреждены из-за снегопада / Макстим Стулов / Ведомости

Чартерная авиакомпания I Fly (аффилирована с туроператором Tez Tour) временно потеряла из-за снегопадов 3–4 февраля часть флота: у двух ее дальнемагистральных судов Airbus 330 были повреждены двигатели, им потребовался ремонт, рассказали менеджеры двух авиакомпаний и подтвердил менеджер I Fly. В эти же дни у «Аэрофлота» из-за попадания в двигатели при посадке снега и льда вышли из строя 19 Airbus 320.

Получается, из-за снегопадов выбыла треть парка I Fly, у нее пять А330 и один Boeing 757, это самая маленькая из пяти российских авиакомпаний, специализирующихся на чартерных туристических перевозках (746 600 пассажиров в 2017 г.).

Из-за поломки I Fly начала задерживать рейсы, говорят собеседники в четырех авиакомпаниях. 3–12 февраля было задержано (свыше 2 часов) не менее 13 рейсов из Москвы в Барселону, Бангкок, Пхукет и Чаншу, из Санкт-Петербурга в Цзинань, Нанкин, Ухань, позже задержки продолжились, уточняет один из собеседников.

Представитель I Fly на запросы «Ведомостей» не ответил.

I Fly просила помощи в перевозке пассажиров у многих авиакомпаний: четырех чартерных перевозчиков, «Уральских авиалиний», «России» («дочка» «Аэрофлота», вторая после него крупнейшая авиакомпания в стране, около 50% ее пассажиров – туристы в интересах туроператоров. – «Ведомости») и др., говорят собеседники в пяти авиакомпаниях. Телеграммы с просьбами выполнить рейсы за I Fly присылала даже Росавиация, уточняют два собеседника. В итоге «Уральские авиалинии» выполнили 10 рейсов из Иркутска в Таиланд, по нескольку рейсов сделали чартерные авиакомпании, знают собеседники «Ведомостей».

На случай поломки основного парка у авиакомпаний должны быть резервные суда, которые не задействованы в полетной программе. У I Fly один из самолетов должен быть резервным.

Из-за разорения в конце сентября «ВИМ-авиа» Росавиация ужесточила контроль за перевозчиками, прежде всего чартерными. Ведомство создало специальную рабочую группу по анализу оборота судов, которая оценивает, в состоянии ли авиакомпания выполнить без задержек чартерную программу. Она согласовывается с Росавиацией, регулятор может потребовать ее сократить. В декабре, январе и феврале Росавиация требовала от чартерных авиакомпаний (кроме I Fly) сократить программы на 20–30%, несмотря на то что регулярность их вылетов превышала 95%. Они незначительно сократили программы в феврале из-за низкого по сравнению с январем спроса. Претензий к I Fly у регулятора не было. Не появилось требований сократить программу даже сейчас, говорит менеджер российской авиакомпании и подтверждает менеджер I Fly. «Просто политика двойных стандартов», – возмущен первый собеседник.

Представитель Росавиации сообщил, что рабочая группа рассматривала программу I Fly на первую половину марта во вторник, были учтены задержки в феврале. Какое было вынесено решение, он не сказал.

Чтобы избежать серьезных срывов, I Fly пришлось самой сократить чартерную программу, знают два топ-менеджера туристической отрасли. «Особенно горячая ситуация была с Таиландом, по законам которого вывозить пассажиров может только та же авиакомпания, которая ввезла», – рассказал один из собеседников.

Дальнемагистральные суда в России не обслуживаются, два А330 могут вернуться в строй не раньше конца февраля, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. Чартерную программу на ближайшее время I Fly планирует без этих двух судов, она сократится не сильно, добавляет топ-менеджер туристической отрасли. Оба самолета уже вернулись в парк и ни одной жалобы от туристов не поступило, уверяет менеджер I Fly. Однако согласно данным ресурса flightradar24 два А330 авиакомпании до сих пор не летают.

В мае – июне 2017 г. коллапс случился у «ВИМ-авиа»: Росавиация также просила все авиакомпании помочь с перевозкой пассажиров. Несмотря на помощь, «ВИМ-авиа» тогда задержала порядка 200 рейсов, отменила часть чартерной программы. Таких тяжелых последствий I Fly удалось избежать, потому что февраль – это самый низкий сезон, говорит топ-менеджер туристической отрасли.