Экспорт СПГ опроверг законы экономики

Вопреки ожиданиям рост экспорта газа не привел к избытку предложения и падению цен
Рост поставок СПГ спровоцировал скачок отложенного спроса на газ
Рост поставок СПГ спровоцировал скачок отложенного спроса на газ / AP

Министр энергетики США Рик Перри летом 2017 г., посещая работающую на угле электростанцию в Западной Вирджинии, решил преподать «небольшой урок экономики о спросе и предложении». Администрация президента Дональда Трампа обещала возродить угольную отрасль, но спрос на это сырье снижался. Перри заявил, что производители угля просто должны увеличить предложение и тогда вслед за ним вырастет спрос. Критики высмеяли Перри, указав, что это спрос рождает предложение.

Перри выглядел бы менее смешным, если бы говорил о другом энергоресурсе – сжиженном природном газе (СПГ). Некоторые эксперты прогнозировали, что мировой рынок СПГ уже в ближайшее время будет перенасыщен, так как в последние годы строилось много мощностей для его сжижения и транспортировки. Предполагается, что мировые поставки СПГ вырастут в 2015-2020 гг. почти на 50%, прежде всего благодаря США и Австралии. Это приведет к падению цен на газ, ожидали некоторые аналитики. Но, несмотря на все возрастающий рост экспорта американского газа, спрос на него также повышается, а цены в Азии, главном потребителе СПГ, недавно достигли самого высокого уровня за три года.

«Очевидно, что избытка СПГ нет, не так ли?» – задал гендиректор Royal Dutch Shell Бен ван Берден риторический вопрос в начале февраля. Shell сделала крупную ставку на СПГ, приобретя BG Group примерно за $50 млрд в 2015 г.

Причиной успеха экспортеров СПГ стало то, что на рынке быстро появились новые покупатели, которых привлекли гибкость поставок и гораздо более низкий уровень вредных выбросов по сравнению с использованием нефти и угля. Например, Китай увеличил импорт СПГ на 50% примерно до 38 млн т в 2017 г. после того, как Пекин начал бороться с вредными выбросами. Это позволило Китаю обойти Южную Корею и стать вторым крупнейшим импортером СПГ в мире после Японии.

Пакистан, Египет, Иордания, а также ряд стран Латинской Америки и Европы тоже стали покупать СПГ. У каждой из них были на это свои причины. Некоторые, например Египет, сделали это из-за временных проблем с поставками топлива, а другие, в частности Литва, - чтобы меньше зависеть от российского газа, поставляемого по газопроводам. Когда США начали экспортировать СПГ с побережья Мексиканского залива в 2016 г., значительную его часть стали покупать Мексика, Бразилия и Аргентина.

Таким образом, рост поставок спровоцировал скачок отложенного спроса на газ со стороны стран, не имеющих доступа к импортным трубопроводам. В ближайшие три года предложение СПГ, по прогнозам, вырастет еще больше, но нынешняя ситуация позволяет предположить, что ожидавшийся ранее избыток будет достаточно легко поглощен растущим числом покупателей.

Содействовать этому будут такие крупные трейдеры, как Trafigura, Vitol, Glencore и Gunvor, которые в последние годы стали активнее работать с СПГ. По оценкам Wood Mackenzie, на их долю пришлась пятая часть краткосрочных сделок на его поставку в 2016 г. Долгосрочных сделок на рынке постепенно становится все меньше, что делает его более глобальным, напоминая торговлю нефтью.

Перевел Алексей Невельский