«Норникель» и «Русская платина» инвестируют 250 млрд рублей в месторождения на Таймыре
После многолетнего противостояния компании будут совместно добывать металлы платиновой группы«Норникель» и «Русская платина» будут вместе разрабатывать на Таймыре месторождения платиноидов, а также никеля и меди. За право обладать ими нынешние партнеры спорили шесть лет назад. Соглашение об этом 7 февраля подписали президент «Норникеля» Владимир Потанин и президент «Русской платины» Муса Бажаев. Совокупные инвестиции оцениваются в 250 млрд руб.
Компании собираются до конца 2018 г. создать на паритетной основе совместное предприятие. «Норникель» внесет в него лицензию на право разработки Масловского месторождения, а «Русская платина» – лицензии на Черногорское месторождение и Норильск-1. Все они находятся в Норильском промышленном районе и содержат залежи вкрапленных полиметаллических руд. Суммарные запасы новой компании составят около 4300 т металлов платиновой группы и 6,3 млн т меди и никеля – это самый масштабный проект разработки месторождений металлов платиновой группы в мире, подчеркивает представитель «Норникеля». Партнеры собираются ежегодно производить 70–100 т металлов платиновой группы (от 2,78 млн до 3,31 млн унций), говорится в сообщениях «Норникеля» и «Русской платины». Это масштаб самого «Норникеля» – крупнейшего в мире производителя платиноидов. В прошлом году он произвел 3,45 млн унций (2,78 млн унций палладия и 670 000 унций платины). Показатели «Русской платины» существенно скромнее – 44 939 унций платины.
Новая компания будет третьим в мире производителем металлов платиновой группы, подчеркнул Потанин. На первом этапе «Норникель» предоставит новой компании заем, это будет справедливо, так как «Русская платина» уже инвестировала значительные средства в развитие активов, рассказал он. «Несколько сотен миллионов долларов», – уточнил Бажаев. Сумму займа Потанин не назвал, сказав, что она будет определена после подготовки ТЭО проекта.
Из-за месторождения Норильск-1 «Норникель» и «Русская платина» поссорились в 2012 г. Последняя тогда выиграла конкурс на право его разработки. Прежде в Норильском промышленном районе компания не работала, хотя к тому времени ей уже принадлежала лицензия на Черногорское месторождение меди, никеля и платиноидов. «Норникель» несколько лет пытался оспорить решение Роснедр, но безуспешно. «Русская платина» же не раз жаловалась, что «Норникель» мешает ей работать: не дает доступа к инфраструктуре.
Работы предполагается начать в 2020 г. По условиям лицензии добыча на Черногорском должна начаться в 2022 г., на Норильске-1 – в 2023 г., а на Масловском – в 2018 г. (об этом представитель компании говорил в 2016 г.). Но, скорее всего, условия лицензии будут пересмотрены, отработку Масловского месторождения могут начать после Черногорского и Норильска-1, говорит источник, близкий к одному из акционеров новой компании. В конце прошлого года банк ВТБ получил 3%-ную долю в структуре «Русской платины», которая разрабатывает месторождения на Таймыре, а также опцион на 20% в предприятии. Банк может получить долю и в новом совместном предприятии и даже увеличить ее, это предмет дальнейших переговоров, сказал Бажаев. При этом доля «Норникеля» в новом предприятии не изменится, отметил Потанин. Представитель ВТБ говорит, что банк рассматривает «разные варианты».
Создание СП позволит разделить операционные и финансовые риски, которые на данном этапе развития проекта (до ТЭО) обычно весьма существенные, указывает аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Проектное финансирование позволит не наращивать долг и не портить ожидания рынка касательно дивидендов «Норникеля», считает он. «Месторождения сами по себе очень хорошие, но их расположение одно из самых непростых в мире. Потому капзатраты будут высоки, а прибыльность может быть ощутимо ниже, чем по другим проектам «Норникеля», – рассуждает директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Николай Сосновский. При добыче 2,5 млн унций платиноидов в год компания сможет получать около $2,5 млрд выручки, до $1 млрд свободного денежного потока и окупить капзатраты за 5–7 лет, подсчитал Сосновский.
СП будет привлекать проектное финансирование, подчеркнул Потанин. Потанин оценил совокупные инвестиции в проект в 250 млрд руб. ($4,4 млрд по текущему курсу). Часть средств готов предоставить ВТБ. Банк является стратегическим партнером «Русской платины» и заинтересован в финансировании проекта, говорит его представитель. ВТБ может предоставить до $850 млн, продолжает он: «Сейчас мы обсуждаем с компанией возможные условия».
Разработка месторождений платины и палладия – хорошие инвестиции, уверен аналитик АКРА Максим Худалов. К 2021–2025 гг. планируется начало массового выпуска водородных топливных элементов, для них потребуется много платины, которая способна удерживать водород, говорит эксперт.