Белоруссия мешает «Победе» начать полеты из Санкт-Петербурга в Минск
Лоукостер не согласен с тарифами в белорусских аэропортахНациональный аэропорт «Минск» предложил «Победе» тарифы на аэропортовое и наземное обслуживание в евро, как для нерезидента, говорится в письме временно исполняющего обязанности гендиректора «Победы» Андрея Юрикова министру транспорта Максиму Соколову. «Ведомости» ознакомились с копией документа, представитель «Победы» подтвердил его отправку, представитель Минтранса – получение. Размер тарифов указан в приложении к письму. Лоукостер «Победа» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота») планирует открыть ежедневные рейсы из Санкт-Петербурга в Минск.
Большинство тарифов в Минске для европейских авиакомпаний, предложенных и «Победе», выше на 50%, чем для резидентов, а по некоторым разница достигает почти 100%, утверждает менеджер авиакомпании, знакомый с тарифами аэропорта Минска. В России действует такая же практика: аэропортовые тарифы для иностранных авиакомпаний на десятки процентов выше, чем для российских.
Согласно приказу Федеральной службы воздушного транспорта России (предшественник Росавиации) от 1999 г. белорусские авиакомпании обслуживаются в российских аэропортах по тем же тарифам, что и российские, пишет топ-менеджер «Победы» Соколову. В заключение он просит министра помочь получить в Минске тарифы, как для белорусских перевозчиков, или отменить для последних льготы в России.
Представитель Минтранса сказал, что обращение «Победы» рассмотрят и дадут ответ.
Из Санкт-Петербурга в Минск российские авиакомпании не летают. Национальный перевозчик Белоруссии «Белавиа» совершает 4–5 рейсов в сутки. Билет в одну сторону стоит 62,2 евро (примерно 4400 руб.), говорится на сайте авиакомпании. У «Победы» в первой половине 2017 г. билет стоил в среднем 3500 руб., данных за весь год еще нет.
По направлению Москва – Минск «Белавиа» летает 7–8 раз в сутки (6 раз в «Домодедово» и 1–2 в «Жуковский»). «Аэрофлот» – 5 раз, Utair – 2 раза. «После 2015 г., когда закрылось авиасообщение с Украиной, «Белавиа» значительно нарастила перевозки в Россию за счет транзитных пассажиров, направляющихся в Киев – этот город был самым востребованным международным направлением из России», – отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак.
В конце 2015 г. «Победа» хотела полететь в Минск из Москвы. Но департамент по авиации Белоруссии не выдал лоукостеру аккредитацию. Для получения аккредитации «Победе» надо было согласовать стоимость билетов из Москвы с «Белавиа», но та не согласовала. Цены на билеты Санкт-Петербург – Минск были согласованы.
Для всех российских авиакомпаний, летающих в Минск, действуют завышенные тарифы, как для иностранных перевозчиков, утверждает менеджер российской авиакомпании. Представители «Аэрофлота» и Utair на запросы не ответили. «Победа» или получит в Минске тарифы, которые действуют для «Белавиа», или будет добиваться отмены льгот для белорусов в России, утверждает человек, близкий к группе «Аэрофлот».
«Есть ощущение, что белорусы получают в России все, что хотят, отношения стран во многих аспектах лежат вне экономического поля – может, потому, что это Союзное государство», – констатирует Рыбак. Даже если приказ о льготах будет отменен, тарифы для «Белавиа» будут самостоятельно устанавливать российские аэропорты, говорит эксперт.
«Мы детали коммерческого сотрудничества с авиакомпаниями не комментируем», – сказал представитель «Домодедово». «Жуковский» работает в соответствии с российским законодательством и сделает все возможное для сохранения выгодных условий обслуживания [если законодательство изменится], говорит его представитель. «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, концессионер «Пулково») следуют государственному регулированию, в том числе в сфере тарифов, если регулирование изменится, то ВВСС будет обязана действовать в соответствии с изменениями, заявил представитель компании. Представители «Белавиа» и аэропорта Минска на запросы во вторник не ответили.
Минтранс иногда применяет меры, когда нарушаются интересы российских авиакомпаний. Так, в конце 2016 г. он грозил Таджикистану закрыть воздушное сообщение между двумя странами за то, что тот не разрешал «Уральским авиалиниям» начать полеты в Душанбе и Худжанд из «Жуковского». Позже, когда на эти линии не пускали «Ямал», Минтранс закрыл часть направлений в Россию для таджикских авиакомпаний. В 2017 г., когда российской AirBridgeCargo сократили количество слотов в аэропорту Амстердама, Минтранс пригрозил закрыть воздушное пространство России для голландцев. Во всех случаях это помогло решить проблемы российских авиакомпаний. В истории с полетами из Москвы в Минск Минтранс за «Победу» заступаться не стал, рассказывал человек, близкий к группе «Аэрофлот».