«Газпром» на треть увеличил долю на европейском рынке газа

За пять лет его доля выросла с 26 до 35%
«Газпром» намерен и дальше наращивать поставки газа в Европу и долю на европейском рынке
«Газпром» намерен и дальше наращивать поставки газа в Европу и долю на европейском рынке / GAZPROM Germania

В прошлом году «Газпром» поставил «абсолютный рекорд по экспорту газа в Европу за всю историю советской и российской газовой промышленности», сообщил 6 февраля на встрече с инвесторами в Нью-Йорке зампред правления компании Александр Медведев. Поставки достигли 194,4 млрд куб. м газа, добавил он. Свою рыночную долю «Газпром» оценивает в 34,7%, говорится в презентации компании (официальные данные по потреблению газа в Европе в 2017 г. еще не опубликованы). Последний раз этот показатель снижался в 2012 г. и составил 26%. С тех пор был почти непрерывный рост. Всего же за пять лет доля «Газпрома» на рынке Европы увеличилась на 9 п. п., или на 34%.

Рост поставок связан с увеличением потребления газа в Европе, указывает Медведев. Но доля российской компании растет быстрее рынка, подчеркнул он. При этом «Газпром» ожидает роста импорта газа в Европу к 2035 г. на треть или даже в 1,5 раза до 393–459 млрд куб. м в год. Удобная контрактная модель и гибкость в маршруте доставки газа позволят компании и дальше наращивать присутствие в Европе, уверен Медведев. Серьезной конкуренции с остальными, в первую очередь американскими производителями газа «Газпром» не ожидает.

«Нас несколько лет пугали существенной утратой рыночных позиций в Европе, а в итоге 2017 год завершился очередным рекордом по экспорту российского трубопроводного газа, а 2018 год начался с поставок российского СПГ в США (поставка первой партии с «Ямал СПГ» в Бостон. – «Ведомости»), – сказал начальник управления департамента 123 «Газпрома» Кирилл Полоус. – При этом наплыва американского СПГ в Европу мы так и не увидели».

Свободных денег не будет

«Газпром» ожидает, что в ближайшие два года компания не сможет генерировать положительный свободный денежный поток. Зампред правления монополии Андрей Круглов оценил такую вероятность как «достаточно высокую». Причина – высокие капитальные затраты на строительство инфраструктуры. В 2018–2019 гг. инвестпрограмма «Газпрома» достигнет 1,28 трлн и 1,4 трлн руб. Круглов отметил, что плановое снижение свободного денежного потока в ближайшие годы будет компенсировано позитивной динамикой операционных показателей. «Газпром» ожидает, что положительным свободный денежный поток станет только после 2019 г.

У «Газпрома» есть возможность и продолжать поставки в Европу, и увеличивать долю на рынке, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Экспортные газопроводы и добычные мощности компании загружены далеко не на 100%. «Низкие издержки должны помочь «Газпрому» успешно конкурировать с другими производителями, в том числе с американским СПГ. Также «Газпрому» на руку уменьшение собственной добычи в Европе», – говорит Маринченко. С другой стороны, мощностей по производству и транспортировке газа в мире становится все больше, это значит, что получать те сверхприбыли, которые концерн имел до 2014 г., будет проблематично, напоминает эксперт.

«Я думаю, что в среднесрочной перспективе есть ниша и по физическим объемам, и по доле, – считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. – Добыча в Европе продолжает падение, а спрос на фоне действий по выводу угля и атомной энергии из энергобаланса может способствовать продолжению роста импорта трубопроводного газа».

Но аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров считает, что «Газпром» может и не увеличить долю в Европе. «Нужно учитывать в том числе и конкуренцию со стороны СПГ и брать во внимание то, что на экономику в газовом вопросе часто накладывается политический отпечаток», – считает эксперт.

Опасения в Европе по поводу роста роли «Газпрома» как ключевого поставщика газа никуда не исчезнут, возражает Маринченко. «Но с точки зрения энергетической безопасности для Европы гораздо важнее не уменьшать закупки, а иметь инфраструктуру, которая в случае чего поможет переключиться, пусть и не полностью, на альтернативных поставщиков, эта инфраструктура в виде терминалов по регазификации СПГ и перемычек медленно, но строится, – говорит Маринченко. – Заставить европейские компании покупать меньше газпромовского газа вряд ли удастся – покупатели будут в первую очередь руководствоваться ценой, а не политикой».

«Газпром» намерен и дальше наращивать поставки газа в Европу и долю на европейском рынке

Во врезе исправлен срок, в течение которого «Газпром» скорее всего не сможет генерировать положительный свободный денежный поток.