Рынок нелегального такси сократился до 85 млрд рублей

Эксперты при правительстве заметили обеление отрасли
За 2017 г. рынок нелегальных такси составил 75 млрд руб.
За 2017 г. рынок нелегальных такси составил 75 млрд руб. / Андрей Гордеев / Ведомости

За последние два года в России стало меньше нелегальных таксистов, а средняя цена поездки снизилась на треть. Такие данные содержатся в исследовании рынка такси Аналитического центра (АЦ) при правительстве России.

Российский рынок такси с 2015 г. рос на 14,2% в год и по итогам 2017 г. достиг 575 млрд руб., подсчитали эксперты. Последний раз такое исследование проходило два года назад. Тогда эксперты оценивали, что на нелегалов приходится 21% рынка, или 116 млрд руб. Но за два года теневой сектор заметно сократился, следует из данных АЦ. За 2017 г. рынок нелегальных такси составил 75 млрд руб., или 11,5% рынка.

Падает и число таксистов-нелегалов – на 13% в год. В 2017 г., по данным АЦ, незаконно перевозили пассажиров около 82 000 водителей, это не более 15% от общего числа таксистов в стране. Больше всего легальных таксистов в Санкт-Петербурге и Москве. Здесь, по данным экспертов АЦ, на 1000 жителей приходится 7,32 и 7,36 такси соответственно.

Кто выводит из тени

Причина обеления рынка, как считают авторы исследования, – изменение привычек потребителей: они чаще предпочитают заказать такси, а не ловить машину на улице. Также сказались специальные тарифы служб – агрегаторов такси на поездки в/из аэропортов и с вокзалов. «Это вкупе с усилением контроля деятельности нелегальных такси в этих точках способствует снижению их доходности и переходу водителей в легальный сегмент. В том числе легализации содействует наращивание общей доли рынка агрегаторов», – говорится в материалах АЦ.

Поездки на такси становятся доступнее, отмечают авторы исследования. Средняя стоимость поездки по Москве с 2014 по 2017 г. снизилась почти на 35% и составляет чуть более 400 руб. Это произошло за счет того, что потребители стали чаще ездить на такси на небольшие расстояния.

Кто везет

Основные игроки на рынке сейчас – это агрегаторы заказов и диспетчерские службы, констатировали эксперты АЦ: Fasten, «Яндекс.Такси», Uber, «Максим», Gett. Суммарно они занимают пока меньше трети рынка (32,8%).

АЦ назвал лидером по доле рынка объединенную группу Fasten и «Везет»: на июнь 2017 г. эксперты оценивали ее в 12,3%. Вторым игроком станут объединенные «Яндекс.Такси» и Uber (сделка закроется в феврале). Их доля оценивается в 10,4%. У службы такси «Максим» – 7,6%, у Gett – 2,5%.

Куда едет такси

Среди российских служб заказа такси началась консолидация, отмечают эксперты АЦ: о слиянии за прошлый год сообщали Fasten и «Везет», Uber и «Яндекс.Такси». Это говорит о том, что рынок становится зрелым, считают аналитики. Но зарубежный опыт показывает, что эффективность онлайн-агрегаторов реализована в России еще не полностью, считают в АЦ. «Так, можно ожидать развитие шеринговых [т. е. совместных] поездок и внедрение зональных тарифов», – говорится в обзоре.

Сколько стоит такси из аэропорта в разных городах мира