«Дикси» перетянет покупателей из пекарен
Из-за снижения потребления хлеба торговые сети пересматривают подходы в работеКрупный российский ритейлер «Дикси» начал закупать продукцию у малых пекарен для одноименных магазинов у дома, рассказал «Ведомостям» представитель компании Владимир Русанов. До сих пор почти весь хлеб – 98% ассортимента – в «Дикси» поставляли крупные хлебозаводы. Причина такого решения – изменения в спросе, пояснила коммерческий директор сети «Дикси» Марина Ратникова: покупатели чаще выбирают выпечку, сделанную вручную по домашним рецептам в семейных пекарнях.
Последние несколько лет продажи хлебобулочных изделий в «Дикси» падали – ежегодно примерно на 5% в весе, уточнил Русанов. Другой крупный игрок – «Ашан» подтверждает снижение продаж хлебобулочных изделий. Правда, по словам директора по корпоративным коммуникациям «Ашан ритейл Россия» Марии Курносовой, оно незначительное и связано с «общей тенденцией снижения потребительской активности на рынке».
В супермаркетах «Перекресток» и гипермаркетах «Карусель» существенного снижения продаж хлебобулочных изделий нет, говорит представитель X5 Retail Group, в супермаркетах в натуральном выражении продажи снизились лишь на 2,8%, а в гипермаркетах, наоборот, выросли на 5%. При этом хлеб – важная составляющая покупок, отмечает представитель X5: он есть более чем в трети всех чеков в гипермаркетах.
Спрос на хлеб снижается по нескольким причинам, считает директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Дмитрий Швецов. Сторонники здорового питания, в основном молодежь, или вовсе отказываются от хлеба, или переходят на хлебцы, продажи которых растут двузначными темпами, поясняет он, тогда как основные покупатели хлеба – люди 50–65 лет и старше. Кроме того, любители хлеба все больше покупают его в булочных или пекарнях, а также пекут дома. Спрос на немассовый, ремесленный хлеб действительно растет, подтверждает представитель «Филипповъ – Хлеб насущный» Алексей Панов: покупатели все больше экспериментируют с разнообразными вкусами хлеба. Рост потребления свежеиспеченной продукции и отток клиентов к частным производителям и в пекарни шаговой доступности отмечают и сами крупные производители промышленного хлеба. В частности, об этом писала в отчете за 2016 г. компания «Каравай».
В прошлом году «Дикси» уже опробовала продажу хлеба из мелких пекарен в нескольких московских магазинах, рассказала Ратникова, за несколько месяцев продажи хлебобулочных изделий выросли на 5–7%. Теперь сеть собирается покупать хлеб у мелких пекарей во всех регионах, где есть ее магазины, – в Москве и Московской области, Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. В будущем «Дикси» может начать продажи и готовой еды типа сэндвичей и готовых салатов – такой ассортимент предлагают мини-пекарни, добавляет Ратникова. Все это позволит расширить покупательскую аудиторию, рассчитывает она.
Переговоры о поставках в «Дикси» ведет небольшой производитель кондитерских изделий «Вкус детства» из Санкт-Петербурга, рассказал его владелец Денис Латыпов. Чтобы обеспечить своей продукцией крупную сеть, придется пересмотреть логистику, признает он: купить дополнительный транспорт или прибегнуть к услугам транспортных компаний, что повлечет дополнительные расходы.
Ресторанный холдинг Ginza Project, в том числе управляющий сетью пекарен Paul, тоже заинтересован в подобном сотрудничестве, признает гендиректор компании Алексей Волков, так с продукцией компании могла бы познакомиться более широкая аудитория. От «Дикси», по его словам, предложений не поступало, но холдинг вел переговоры с другими ритейлерами, хоть и не договорился.
Опыт «Дикси» не уникален. «Ашан» закупает продукцию у небольшого количества мелких пекарен, говорит Курносова: «В основном они предлагают национальные виды хлеба (пита, лаваши и др.), сотрудничество с ними важно для удовлетворения всех потребностей клиента». Цель на 2018 г. – увеличить ассортимент от местных поставщиков в каждом городе и подписать контракты с новыми производителями, добавила Курносова. Представители «Магнита», «О’кей», «Глобуса», Metro Cash & Carry на запросы не ответили.
Небольшие пекарни не могут быть конкурентами крупным поставщикам хлебобулочных изделий, уверен Сергей Щедрин, председатель совета директоров кондитерско-булочного комбината «Черемушки», продажи которого продолжают расти. Крупный поставщик гарантирует качество, стабильность поставок, чего не может обеспечить небольшой производитель, объясняет Щедрин, если же сеть переходит на мелких поставщиков, то усложняет себе процесс контроля качества и управления поставками. С другой стороны, небольших поставщиков проще уговорить на скидку, нежели крупного партнера, добавляет он.
Русанов говорит, что среди требований к новым потенциальным поставщикам – высокое качество производимой продукции, упаковка и маркировка в соответствии с требованиями законов. Условия, график и объемы поставок будут рассчитывать индивидуально.