Крупнейшей чартерной компании России Azur Air грозит прекращение полетов
Росавиация требует от перевозчика до 20 марта устранить недостатки в поддержании летной годностиПриказом Росавиации от 2 февраля срок действия сертификата эксплуатанта Azur Air ограничен до 20 марта. Об этом говорится в телеграмме регулятора, «Ведомости» ознакомились с документом. Других ограничений Росавиация не вводила. Но если действующее не будет снято, то после 20 марта Azur Air не сможет выполнять полеты. Представитель Росавиации это подтверждает.
«В ходе декабрьской проверки в деятельности Azur Air были выявлены недостатки, касающиеся поддержания летной годности воздушных судов и организации летной работы. Авиакомпания в установленные актом проверки сроки не устранила замечания в полном объеме, поэтому, согласно воздушному законодательству России, в сертификат эксплуатанта введено ограничение срока действия», – объяснил представитель регулятора.
Под летной годностью понимается исправное состояние парка авиакомпании, обеспечивающее безопасное выполнение полетов.
«Azur Air не видит затруднений с полным устранением недостатков, выявленных регулятором», – сообщил представитель авиакомпании. Какие именно недостатки выявила Росавиация, представители регулятора и авиакомпании не говорят. Последний лишь указывает, что заявка в Росавиацию на снятие ограничений с приложением всех необходимых документов будет подана в ближайшее время. Авиакомпания, по его словам, продолжает деятельность, выполняет перевозки в полном объеме и сохраняет финансовую стабильность.
Azur Air – восьмая по пассажиропотоку авиакомпания в России и крупнейшая среди чартерных перевозчиков. Она аффилирована с турецким туроператором Anex Tour. В 2017 г. компания перевезла 3,7 млн пассажиров. По данным Росавиации, в парке у нее 20 самолетов Boeing: восемь дальнемагистральных В-767 и 12 среднемагистральных В-737 и В-757. На Azur Air приходится 30% всех чартерных рейсов российских авиакомпаний, но партнер-туроператор у нее один – Anex Tour. Поэтому рисков, что у нее не будут выкупать емкости на даты после 20 марта, нет», – считает топ-менеджер туристической компании.
31 января самолет Azur Air, перевозивший туристов из Москвы на кубинский курорт Варадеро, приземлился в американском Атлантик-Сити. Компания сообщала, что в полете экипаж обнаружил повышенный расход топлива и командир решил садиться в США, посадка прошла в штатном режиме. Для доставки пассажиров на Кубу Azur Air выслала резервный самолет. Ограничение срока сертификата не связано с этим инцидентом, уверяет федеральный чиновник.
Ограничения в сертификат эксплуатанта – одна из самых действенных и серьезных мер, которые Росавиация может применять к авиакомпаниям. Летом 2016 г. ограничения срока действия были введены для чартерной iFly за то, что из-за возврата лизингодателям одних самолетов и позднего поступления других в ее парке временно оказалось меньше трех судов, не было резервного самолета. В 2017 г. ограничения были введены в отношении «Нордавиа» из-за наличия долга, превысившего 10 млрд руб. В двух последних случаях ограничения были сняты и до остановки полетов дело не дошло: iFly получила дополнительные самолеты, «Нордавиа» добилась возбуждения против кредитора уголовного дела и доказывает, что правом требования он завладел мошенническим путем.
«Летная годность – это самая серьезная группа вопросов. С другой стороны, раз авиакомпании дали время на устранение недостатков, значит, Росавиация не видит угрозы безопасности полетов – в противном случае сертификат эксплуатанта был бы приостановлен немедленно», – рассуждает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
После недавнего краха «ВИМ-авиа» чиновники ужесточили контроль за всеми аспектами работы авиакомпаний, говорит гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. Создается впечатление, что они даже перестраховываются. Но проблема в том, что чрезмерными требованиями к чартерным перевозчикам чиновники приближают их банкротство.