Кобальт привлек внимание инвесторов и производителей

Прежде ненужный металл быстро дорожает благодаря электромобилям и смартфонам
Если электромобили получат широкое распространение и не будут обнаружены
 новые месторождения, возникнет дефицит кобальта, уверен гендиректор 
Glencore Айван Глайзенберг
Если электромобили получат широкое распространение и не будут обнаружены новые месторождения, возникнет дефицит кобальта, уверен гендиректор Glencore Айван Глайзенберг / Денис Кожевников / ТАСС

Высокий спрос на аккумуляторы для электромобилей и смартфонов привел к сильному росту цен на кобальт. С начала 2016 г. он подорожал на Лондонской бирже металлов примерно на 270% до $80 000 за тонну. Если прежде горнодобывающие компании относились к кобальту как к отходам при добыче другого сырья, то теперь произошло немыслимое для отрасли – появились компании, специализирующиеся исключительно на кобальте.

Самый яркий пример – канадская Cobalt 27 Capital, которая сейчас занимается только покупкой и хранением кобальта. У нее одни из самых крупных запасов кобальта в мире. Они составляют 3000 т и находятся на складах в Антверпене, Роттердаме и Балтиморе. Акции Cobalt 27 подорожали в четыре раза с тех пор, как в июне 2017 г. она провела IPO в Торонто. Теперь ее рыночная капитализация равна примерно $370 млн. «Мы полностью сосредоточены на кобальте», – говорит гендиректор Cobalt 27 Энтони Милевски. Даже число 27 в названии означает номер этого химического элемента в таблице Менделеева.

Спрос на кобальт вырос в основном из-за автопроизводителей, которые пытаются обеспечить себе его поставки для выпуска электромобилей. Кобальт ценится за способность выдерживать сильное нагревание литий-ионных батарей. По прогнозам CRU Group, к 2030 г. спрос на кобальт будет втрое превышать его нынешнюю добычу, которая составляет около 100 000 т в год.

Другие компании тоже пытаются извлечь выгоду из спроса на кобальт. Среди них горнодобывающий гигант Glencore, занимающий доминирующее положение в Демократической Республике Конго, где находится более 60% мировых запасов кобальта. Есть и новички, как First Cobalt, чьи акции подорожали более чем на 90% за последние 12 месяцев. Эта компания занимается разведкой кобальта на 110-летнем серебряном руднике в Канаде. Поскольку раньше не было высокого спроса на кобальт, горняки оставляли его в земле или выкидывали вместе с отходами. «Дело не в том, что раньше здесь не было кобальта, просто за его поиск никогда не платили [достаточно]», – отмечает гендиректор First Cobalt Трент Мелл.

Если электромобили получат широкое распространение и не будут обнаружены новые месторождения, возникнет дефицит кобальта, уверен гендиректор Glencore Айван Глайзенберг. Ford Motor недавно объявила о планах потратить $11 млрд на электромобили к 2022 г. General Motors, Toyota и Volkswagen тоже активно увеличивают инвестиции в них. Хотя сейчас на долю электромобилей приходится менее 2% мировых продаж машин, CRU прогнозирует, что она увеличится до 10% в 2025 г. и 30% в 2030 г.

Есть и риски. Например, горнодобывающие компании могут обнаружить много новых запасов кобальта, а производители электромобилей разработают аккумуляторы, для которых он уже будет не нужен. Из-за роста цен «производителям аккумуляторов придется использовать все меньше и меньше кобальта», считает аналитик SP Angel Джон Мейер.

По словам Милевски из Cobalt 27, идея создать кобальтовую компанию впервые пришла ему в голову около трех лет назад во время падения цен на сырье после многолетнего суперцикла, вызванного бурным ростом китайской экономики. Он и небольшая команда других трейдеров искали новый тренд на сырьевом рынке. Кобальт быстро привлек его внимание. В отличие от лития, который тоже используется в аккумуляторах, предложение кобальта гораздо меньше.

Милевски планирует использовать принадлежащие компании резервы кобальта в качестве обеспечения для займов, чтобы сделать новые инвестиции в этот металл. По его мнению, у автопроизводителей и других компаний может возникнуть желание приобрести Cobalt 27. «В конце концов кто-то заинтересуется такими запасами», – говорит Милевски.

Перевел Алексей Невельский