Мода на органическую продукцию угрожает удобрениям
Но это явление не станет массовым: население планеты растет слишком быстро – на всех органической продукции не хватит«Многие люди сейчас стараются следить за своим здоровьем, правильно питаться. Покупают овощи и фрукты, выращенные без химикатов, мясо животных и птиц, которых кормили натуральными кормами, без антибиотиков, стимуляторов роста» – такими словами начал в четверг совещание правительства премьер-министр Дмитрий Медведев (цитата по www.government.ru). На этом совещании министры одобрили законопроект о производстве органической продукции для внесения его в Госдуму. Закон должен описать национальные стандарты органической продукции.
В тот же день один из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений – «Фосагро» – выпустил еврооблигации, а в своем проспекте к выпуску указал в качестве одного из рисков для компании развитие рынка органической продукции. К 2050 г. население Земли достигнет 9,6 млрд человек, писал холдинг в отчете за 2016 г., чтобы накормить растущее население, потребуется увеличить производство сельхозпродукции на 60%. Но на продажи «Фосагро» может повлиять развитие рынка органических продуктов, говорится в последнем проспекте.
В органическом фермерстве в качестве удобрений используются навоз и другие органические материалы, объясняет «Фосагро». Регионы, где этот вид сельского хозяйства развивается активнее всего – Евросоюз и США, – это рынки, где «Фосагро» может продать свою продукцию с хорошей рентабельностью. Если органическое фермерство станет более общим явлением в России или на одном из основных для компании экспортных рынков, спрос на удобрения может снизиться, что отразится на финансовых и операционных результатах, говорится в документе. О таком же риске предупреждал «Уралкалий» в 2015 г. Производство удобрений – один из самых эффективных бизнесов в России. Так, рентабельность «Фосагро» в 2015 г. была 43%, в 2016 г. снизилась до 39%, а за девять месяцев 2017 г. была 28% из-за сложной конъюнктуры.
«Вся информация, которую мы посчитали необходимым включить в описание данного и других риск-факторов, содержится в проспекте», – сказал представитель «Фосагро», добавив, что о таком риске компания писала раньше. Представитель «Уралкалия» не ответил на запрос.
По данным Международной федерации движений экологического сельского хозяйства, к концу 2015 г. 50,9 млн га в мире были заняты органическим земледелием. Лидер – Австралия (22,7 млн га), за ней с большим отрывом идут Аргентина и США (около 2 млн га). Мировой рынок органических продуктов вырос с начала XXI в. более чем в 5 раз до $81,6 млрд (данные на конец 2015 г.) и, по прогнозам, будет расти на 15% ежегодно.
В крупных сельскохозяйственных регионах – Европе, США, Китае – тренд на биологизацию земледелия есть, рассказывает предправления Союза органического земледелия Сергей Коршунов: это еще не органика, но уже стремление к снижению нагрузки на почву. Европа ужесточает требования как к самим удобрениям, так и нормам их внесения, отмечает он.
Для крупных сельхозпроизводителей использование химических удобрений безальтернативно, но есть тенденция применять более чистые удобрения без таких примесей, как кадмий, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Так, осенью прошлого года Европарламент одобрил ограничения по содержанию кадмия в фосфорных удобрениях. Это на руку российским поставщикам – «Фосагро», «Акрону» и «Еврохиму». В России добывается апатитовый концентрат (фосфорное сырье) вулканического происхождения с низким содержанием примесей. Если для «Фосагро» и существует риск развития органического земледелия, то на горизонте 10–20 лет, оценивает Юминов.
Основной тормозящий фактор роста органического сельского хозяйства в мире – отсутствие подходящих земель, что дает большие перспективы для России, где более 20 млн га земли не получали агрохимикатов более трех лет, оценивает Союз органического земледелия. Но в России рынок органической продукции может появиться не раньше чем через 2–3 года, говорит Коршунов. По данным союза, рынок органических продуктов России – $120 млн, как органические сертифицировано 2% земель (246 000 га). На таких крупных рынках, как пшеница, кукуруза, соя, химические удобрения альтернатив не имеют, подчеркивает Юминов.
Производители органических удобрений – животноводческие и птицеводческие предприятия – сейчас не в состоянии обеспечить более 1% потребностей агропредприятий в удобрениях и стимуляторах роста растений, говорит собеседник в одной из крупных компаний – производителей минеральных удобрений. Без добавления минералов органические удобрения не принесут значительного эффекта – доля полезных веществ в них в среднем не превышает 20%, а состав питательных веществ не сбалансирован, сказал собеседник. Стремление отказаться от использования минеральных удобрений скорее дань моде на философию «чистой планеты», но на деле нереализуемый сценарий: население, особенно в развивающихся странах, растет очень быстро, выжившая без использования химикатов продукция будет слишком дорога, так что значение минеральных удобрений будет только расти.