Россияне перед Новым годом не порадовали продавцов
Праздничная расточительность не добралась до докризиснойПовседневные траты россиян перед 2018 г. выросли всего на 2,1% по сравнению с кануном 2017 г., таковы данные скан-панели домохозяйств «Ромира». В этой панели 11 000 домохозяйств в 180 городах России с населением более 10 000 человек, они сканируют штрихкоды всех купленных товаров.
Очищенные от инфляции расходы декабря остались теми же, что и в 2016 г., и ниже, чем во все предыдущие годы, пишет «Ромир», а в ключевых регионах стагнировали или снизились по сравнению с 2016 г. На Северо-Западе расходы снизились на 3,7%, на Урале – на 5,4%, в Сибири не изменились, в Центральном федеральном округе – незначительно, на 0,4%, выросли, в Москве сократились на 2,7%, в Петербурге – на 3%.
Крупнейшие российские ритейлеры еще не публиковали отчеты о IV квартале. Первой выручку 18 января покажет группа «Дикси», на следующей неделе – «Магнит», X5 Retail Group и «Лента». Результаты могут оказаться довольно слабыми по сравнению с прошлыми годами, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, отчасти это объясняется высокой долей промопродаж, а также тем, что крупнейшие ритейлеры ранее пересматривали ассортимент в пользу недорогих товаров.
Восстановление потребительской активности замедлялось весь IV квартал 2017 г., напоминает руководитель направления макроэкономического анализа X5 Retail Group Ирина Голощапова. Она приводит данные Росстата: реальный оборот розницы в стране в ноябре вырос на 2,7%, а, например, в сентябре – на 3,2%. «Это происходит за счет замедления роста продовольственной розницы, – полагает она. – Восстановление не получает масштабной поддержки от роста розничного кредитования».
Потребители продолжают относиться осторожно к расходам и не готовы тратить больше на необязательные статьи, констатирует Колупаева, но, вероятно, предпосылки для позитива есть: рост реальных зарплат, замедление инфляции. Однако потребители придерживаются рациональной модели, уверена она, поэтому могли отказаться от части необязательных трат в пользу образования, ремонта, отдыха, товаров длительного пользования.
Продажи новых автомобилей за декабрь выросли на 14%, по данным Ассоциации европейского бизнеса, а выездной туризм за год поднялся на 20% и почти вернулся к показателю 2014 г., сообщал руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
На декабрьской рознице могло сказаться и то, что больше потребителей уехало в путешествия. По словам заместителя гендиректора НТК «Интурист» Сергея Толчина, продажи новогодних туров выросли на 10–15% – россиян привлекли программы в Турции и дальнемагистральные пляжные направления (Доминикана, страны Юго-Восточной Азии), что стало возможным благодаря восстановлению покупательной способности и укреплению рубля.
Продажи бытовой техники в России за 2017 г. могли вырасти, по оценкам «М.видео», на 5–7% в штуках и максимум на 5% в в денежном выражении. Рост продаж в натуральном выражении говорит о восстановлении спроса, указывает представитель ритейлера Валерия Андреева: «Но меньше спонтанных покупок, больше внимания скидкам, кэшбэк-предложениям, а в кредитных программах – предпочтение рассрочкам».
Представители «Магнита», «Ашана», «Ленты» и «Дикси» не ответили на вопросы «Ведомостей».