Deloitte: интернет перестал быть приятным дополнением для торговли

Именно поэтому мировой ритейл так много инвестирует в онлайн и технологии
Мировая розничная торговля столкнулась с беспрецедентными переменами – к такому выводу пришли авторы ежегодного обзора компании Deloitte «Глобальные лидеры ритейла»/ Kim Kyung Hoon / Reuters

Мировая розничная торговля столкнулась с беспрецедентными переменами – к такому выводу пришли авторы ежегодного обзора компании Deloitte «Глобальные лидеры ритейла». «Покупатель – явный хозяин положения, технологии позволили ему быть всегда на связи и дали больше возможностей», – отмечается в исследовании. Наиболее проворные и быстрорастущие ритейлеры вроде Amazon и JD.com жертвуют прибыльностью, чтобы завоевать клиентов, новые рынки и стать лидером.

Американский Amazon продолжает оттеснять традиционных игроков, согласно Deloitte. Впервые ритейлер появился среди 250 крупнейших по обороту ритейлеров мира по итогам 2000 г. – тогда он занял 186-е место. В исследовании Deloitte за 2017 г. Amazon впервые попал в десятку, в этом году стал № 6. Тройка лидеров мировой торговли за год не изменилась: № 1 по-прежнему американская Wal-Mart Stores с оборотом $485,9 млрд (данные за полный 2016 год), на 2-м месте – Costco Wholesale (США, $118,7 млрд), тройку замыкает The Kroger Co. (США, $115,3 млрд).

Инновации и трансформации ввиду их нарастающей скорости и большего размаха, чем когда-либо, осложняют жизнь ритейлерам, которые привыкли работать с устоявшимися показателями – рост, прибыльность и эффективность площадей, считают аналитики Deloitte. Покупатель не выбирает между офлайн- и онлайн-магазинами – он хочет с удобством покупать везде. Два года назад, по оценкам Deloitte, на трату в традиционном магазине 56 центов с каждого доллара влияла активность потребителя в интернете. Легкость покупки как онлайн, так и офлайн больше не приятное дополнение, а необходимость, рассуждают эксперты, и это основная причина, почему ритейл по всему миру так много инвестирует в онлайн и цифровые технологии. Так, Wal-Mart Stores тратит миллиарды долларов на развитие интернет-продаж Grocery Online и системы заказов с самовывозом, чтобы получить преимущество перед Amazon. Кроме того, Wal-Mart Stores скупила такие интернет-проекты, как Jet.com, ShoeBuy, Moosejaw, ModCloth и Bonobos.

Россия не исключение, считает партнер Deloitte Владимир Бирюков: «Крупнейшие российские ритейлеры активно инвестируют в новые технологии». Важность технологий и интернета будет расти по мере снижения возможности роста за счет новых магазинов, полагает он. Первыми с этим столкнулись непродовольственные ритейлеры, в том числе крупнейший продавец бытовой техники и электроники «М.видео». Сейчас ритейлер называет себя «онлайн-компанией» – свыше 70% его клиентов начинают покупку на сайте, отмечает представитель компании Валерия Андреева. «Мы обеспечиваем тот же сервис, что и любой интернет-игрок, а офлайн-магазины дают дополнительное преимущество – мы консультируем, даем тестировать технику, а клиенты завершают покупку, как им удобно», – поясняет она.

Покупки перетекают в интернет с космической скоростью, традиционные магазины вынуждены закрываться, напоминает Deloitte. По итогам 2017 г. в США закрыто рекордное число магазинов – к декабрю прекратили работу 6885 точек. Среди тех, кто оптимизирует свою сеть, – Macy’s, JCPenney, Sears/Kmart и множество магазинов одежды в торговых центрах. По мнению авторов исследования, такая же судьба ждет ритейлеров по всему миру. «Интернет вещей, искусственный интеллект, технологии виртуальной реальности и роботизация должны быть на повестке у каждого ритейлера, если еще нет», – резюмируют аналитики Deloitte.

В России у потребителей есть спрос на новые технологии и инновации в Москве и Петербурге, замечает сотрудник заметного игрока на рынке продовольственной розницы. Правда, по его словам, в регионах ситуация иная: «Кто будет заниматься дополненной реальностью в регионах, где зарплата 20 000 руб.? Люди живут в другом мире, здесь нужно решать социальные проблемы, развивать инфраструктуру и проч.».