РЖД увеличила перевозки больше ожиданий
Но рост обеспечила в основном погрузка угля, который не приносит монополии больших денегНе первый год пытается РЖД возить больше дорогих грузов (нефти, металлургической продукции) и меньше дешевых (угля и проч.). «В этом году проблема [ухудшения структуры грузов] может быть решена за счет увеличения объема перевозки грузов», – надеялся гендиректор РЖД Олег Белозеров в мае 2017 г. (цитата по «Коммерсанту»). Так и вышло – РЖД перевезла на 3,2% грузов больше, чем год назад, – 1,26 млрд т. Грузооборот вырос на 6,4% до 2491,4 млрд тонно-километров. Об операционных результатах 2017 г. монополия отчиталась во вторник. За 2016 г. рост составил всего 0,6%.
Основной прирост обеспечили перевозки угля – 358,5 млн т (+9,1%), его РЖД традиционно возит больше всего (см. график). Перевозки нефти и нефтепродуктов (второе место в структуре) сократились на 0,2% до 235,5 млн т, перевозки черных металлов (пятое место) увеличились на 2,8% до 73 млн т, удобрения (шестое место) показали рост 6,8% до 57,1 млн т. «Ситуация в 2017 г. была очень благоприятной для экспорта угля: мировые цены на коксующийся уголь достигали $280–300 за тонну, хотя большую часть года держались на уровне $190–200 за тонну, энергетический уголь стоил $85–90 за тонну. Для сравнения: до начала роста цен в 2016 г. коксующийся уголь стоил ниже $100 за тонну, цена энергетического опускалась до $45 за тонну», – говорит аналитик АКРА Максим Худалов.
«Росту погрузки помог в целом рост промышленного производства. Перевозки по железной дороге являются одним из индикаторов состояния промышленности», – отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В январе – ноябре 2017 г. промпроизводство выросло на 1,2%, по данным Росстата.
Уголь – самый низкомаржинальный вид груза, нефть/нефтепродукты и черные металлы – самые доходные, в среднем они приносят РЖД соответственно в 4,16 и 4,5 раза больше дохода на тонно-километр, чем уголь, говорит Бурмистров. Перевозки удобрений примерно в 2,5 раза доходнее угля. Уголь относится к социальным грузам, перевозится по сниженным расценкам, в год примерно 14 млн т угля перевозится в убыток, говорил Белозеров.
«Компания добилась существенного роста погрузки благодаря клиентоориентированности, гибкой тарифной политике и развитию транспортно-логистических компетенций», – доволен представитель РЖД. Используя данную правительством возможность предоставлять скидки на перевозку определенных видов груза или устанавливать надбавки к базовому тарифу, РЖД приняла 47 решений, например для повышения доступности экспортных рынков для регионов, отдаленных от морских портов, в конце сентября была предоставлена скидка на перевозку зерна из ряда областей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Зерна РЖД перевезла на 16,4% больше, чем в 2016 г., – 22,1 млн т. Динамичный рост также показали перевозки грузов в контейнерах (относятся к высокомаржинальным. – «Ведомости»), подчеркивает представитель РЖД.
РЖД продемонстрировала хороший результат, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов, а падение перевозок нефтяных грузов не стало сюрпризом и, скорее всего, продолжится: нефть все активнее транспортируется по нефтепроводам, а российские НПЗ постепенно модернизируются и снижают выпуск мазута, который в первую очередь и перевозится по железной дороге. Показатели очень позитивные, особенно по черным металлам, а по нефтеналивным грузам практически удалось избежать спада благодаря агрессивным тарифным скидкам, согласен Бурмистров. Финансовый план и инвестпрограмма РЖД на 2017 г. были сформированы исходя из прогноза роста погрузки менее 1%, напоминает эксперт, прогноз был пересмотрен на более адекватный только летом.
Белозеров в интервью «Коммерсанту» рассчитывал, что рост погрузки в 2017 г. поможет компании избежать выпадающих доходов, которые годом ранее из-за изменения структуры грузов оценивались в 91,8 млрд руб. Чтобы решить проблему перекрестного субсидирования более дорогих грузов более дешевыми, Белозеров предлагал в обмен на рост тарифа на перевозку угля гарантировать вложение полученных средств в модернизацию конкретных направлений или ввести механизм take-or-pay. Но пока решений об этом не принято.
В 2015 г. погрузка на сети РЖД сократилась на 1%. Монополия поставила задачу повышать ориентированность на клиента и возвращать грузы на железную дорогу с альтернативных видов транспорта – в этом, несмотря на дефицит полувагонов и фитинговых платформ, достигнуты успехи, продолжает Бурмистров.
РЖД старается снять инфраструктурные ограничения, с каждым годом снижает дисконт в сравнении с автомобильным транспортом, поэтому загрузка в целом по сети будет расти, этому также поспособствует рекордный урожай зерновых в 2017 г., считает Юминов. Но перевозка нефтеналивных грузов в этом году сократится не менее чем на 2%, прогнозирует Бурмистров: из-за запуска нефтепродуктопровода «Юг», роста прокачки нефтепродуктов по трубопроводам, сокращения выпуска мазута.
Финансовым планом РЖД на 2018 г. предусмотрен рост погрузки на 1,8%, говорит представитель монополии.