Потребители энергии не хотят платить за модернизацию старых станций
Они считают, что модернизировать станции можно, используя существующие рыночные механизмы, а новые не нужныВ четверг набсовет «Совета рынка» одобрил проведение оценки стоимости модернизации тепловых электростанций в России. Но промышленные потребители посчитали этот вопрос преждевременным и необоснованным. Концепция оценки нарушает поручения, данные президентом России Владимиром Путиным на ноябрьском совещании по развитию электроэнергетики, указывает директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев в письме предправления «Совета рынка» Максиму Быстрову («Ведомости» ознакомились с текстом от 21 декабря).
Путин поручил разработать механизм привлечения инвестиций таким образом, чтобы тариф не рос выше инфляции, и при этом учесть необходимость модернизации АЭС, развитие возобновляемых источников энергии. Сразу после совещания «Интерфакс» со ссылкой на министра энергетики Александра Новака писал, что президент одобрил программу модернизации, которая может быть профинансирована либо за счет новых договоров о предоставлении мощности (ДПМ, обеспечивают возврат инвестиций с базовой доходностью 14%), либо повышением цены конкурентного отбора мощности (КОМ). Модернизация бывает двух типов – стандартная (продление срока работы) и глубокая (замена котла или турбины), рассказывает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр: второй вариант позволяет снизить потребление топлива на треть и продлить срок эксплуатации станции – до 30–50 лет вместо 10 лет при первом варианте.
В обновлении нуждается около трети действующих мощностей (70 ГВт), это обойдется отрасли в 1,5 трлн руб. Именно такая сумма высвободится после завершения программы строительства новых мощностей (ДПМ тепловой генерации), начатой в середине 2000-х гг. Но в одобренном техзадании данные о необходимости модернизации ТЭС отсутствуют, считает Киселев. И нет объяснения, почему нельзя модернизировать станции, используя существующие механизмы – рынок на сутки вперед (РСВ) и КОМ, возмущен он. К тому же в программе Минэнерго по развитию энергосистемы России на 2017–2023 гг., на которую ссылается Киселев, говорится, что избыток мощности в 2023 г. превысит 52 ГВт, а с учетом различных ограничений – 26,2 ГВт.
В 2015–2019 гг. рост тарифа для промышленных потребителей составит около 24%, указывает Киселев: сокращение платежей по тепловым ДПМ будет замещено кратным ростом платежей за новые АЭС и ГЭС, возобновляемые источники энергии, твердые бытовые отходы, субсидирование тарифов в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке. Добавить к этому новые платежи нельзя, не нарушив условия о росте тарифа не выше инфляции, считает Киселев.
Оценить стоимость модернизации необходимо вне зависимости от того, есть решение о ее проведении или нет, считает представитель «Совета рынка». Оценка модернизации будет независимой, ее данные будут использованы в том числе в работе по привлечению инвестиций в модернизацию с учетом сдерживания роста тарифов, сказал представитель Минэнерго.
Действующие рыночные механизмы устроены так, что более эффективные объекты получают сверхприбыль, так как мощность и электроэнергия оплачиваются по самой дорогой заявке поставщика. Только в 2014–2016 гг. за счет РСВ и КОМ было модернизировано около 12 ГВт. Но чтобы оплатить модернизацию таким образом, тариф на мощность должен быть вдвое дороже – на уровне 450 000–500 000 руб. за 1 МВт в месяц, подсчитал Скляр. Сложившиеся цены КОМ не дают стимулов к модернизации, соглашается руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова: опыт тепловых ДПМ показал, что переплата за мощность была компенсирована снижением цен на РСВ.