ФАС отказалась дополнительно увеличивать тариф на порожний пробег вагонов

Индексация железнодорожного тарифа в 2018 году будет одинаковой для всех вагонов
По просьбе потребителей услуг РЖД ФАС отказалась дополнительно повышать тариф на порожний пробег вагонов
По просьбе потребителей услуг РЖД ФАС отказалась дополнительно повышать тариф на порожний пробег вагонов / Андрей Гордеев / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) утвердила на 2018 г. 2%-ную надбавку к грузовым железнодорожным тарифам для финансирования капитального ремонта инфраструктуры и 1,44%-ную надбавку (к базе 2017 г. – 1,5%) – для компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, следует из приказа ФАС, утвержденного 26 декабря. Суммарное увеличение тарифа с учетом базовой надбавки составит 5,4%.

Служба определила два условия применения надбавок для сдерживания роста стоимости перевозок грузов. Группа РЖД, в которую входит оператор Федеральная грузовая компания (ФГК), должна отдавать приоритет заказам на перевозку полувагонами грузов в России, а также формировать цены на такие перевозки в рамках согласованной с Советом потребителей РЖД методики. Отчеты должны предоставляться ежеквартально. В проекте приказа, опубликованном на regulation.gov.ru, были и другие условия. Например, ФАС предлагала обязать РЖД обеспечивать 100%-ный вывоз всех грузов полувагонами на внутренний рынок и использовать через электронную площадку не менее 50% парка полувагонов.

До вчерашнего заседания ФАС также предлагала распространить одну из надбавок не на все перевозки, а локализовать ее в тарифе на порожний пробег вагонов – индексация здесь могла бы составить более 7%. Но ФАС отказалась от этой идеи по итогам обсуждения с ведомствами и советом потребителей РЖД, пояснил во вторник представитель службы. За порожний пробег платят грузоотправители, у которых вагон передвигается по кольцевым маршрутам, это угольщики, нефтяные компании, производители химических грузов, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. А также сами операторы, они закладывают стоимость порожнего пробега в ставку предоставления вагона. Практически все крупнейшие грузоотправители негативно восприняли идею перехода от дополнительной равномерной индексации к увеличенной индексации тарифа на порожний пробег, продолжает Бурмистров. У такой схемы есть комплекс недостатков, поясняет он: увеличенная нагрузка на грузоотправителей, использующих специализированный подвижной состав (цистерны, хопперы, рефрижераторные и изотермические вагоны) с порожним возвратом, потенциальные риски увеличения простоев вагонов в ожидании обратной загрузки, а также непрогнозируемое влияние на маршрутизацию вагонопотоков и скорость перемещения вагонов по сети.

С учетом ожидаемого роста расходов РЖД по налогам в 2018 г. с помощью надбавки монополии планируется компенсировать около 20 млрд руб., говорит источник, близкий к совету потребителей РЖД. Изначально это планировалось сделать за счет 1,5%-ной индексации для всех вагонов (или 1,44%-ной при ожидаемой выручке монополии в 2018 г. в размере 1,3 трлн руб.), но ФАС предложила обеспечить поступление этой же суммы с помощью индексации тарифа только на порожний пробег, рассказывает он. При такой схеме нагрузка на потребителей распределяется неравномерно, вопрос требует дополнительного обсуждения, поэтому ФАС на данном этапе решила вернуться к первоначальному варианту, поясняет источник. Но в любом случае сложность применения надбавки в том, что РЖД нужно будет регулярно доказывать ФАС, что ее налоговые расходы растут на оговоренном уровне, в противном случае надбавка может быть снижена или вовсе отменена, предупреждает собеседник. «В целом потребителями, ФАС, РЖД и Минтрансом найден компромиссный вариант, предполагающий, прежде всего, использование принципа долгосрочного тарифообразования, чего раньше не было», – заключает он.

Первая грузовая компания (ПГК) поддерживает решение ФАС. Оно соответствует решению председателя правительства и учитывает мнение совета потребителей, поясняет представитель ПГК. Представители РЖД и ФГК от комментариев отказались.